Власти Грузии хотят возобновить железнодорожное сообщение с Россией через Абхазию. Страстно желает этого и Армения. Но ни Москва, ни Сухуми к этому не рвутся, а Баку так просто боится. Впрочем, некоторые считают затею опасной: поезда в Абхазии будут взрывать через раз.
Новые грузинские власти, по всей вероятности, серьезно решили взяться за абхазское направление. То есть на начальном этапе они планируют выйти на прямые переговоры с руководством Абхазии, наладить экономические отношения, облегчить коммуникацию между населением, проживающим по обе стороны разделительной черты.
Среди прочего государственный министр по вопросам реинтеграции, а, попросту, урегулированию конфликтов Паата Закареишвили озвучил необходимость "деизоляции Абхазии", ключевым моментом которой является возобновление прекращенного более двадцати лет назад прямого железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через абхазскую территорию.
О таком развитии событий мечтает Армения, поскольку без транзита своих грузов по территории Грузии она практически находится в изоляции, а транспортное сообщение с Россией посредством территории Абхазии в разы сокращает расходы и время на транспортировку. В свое время Ереван даже предлагал принять посильное участие в восстановлении дороги, но не случилось: инициативу не проявили ни Россия, ни Абхазия.
Предпосылок к тому, что Москва и Сухум разом возбудятся на этот счет, пока нет. Однако не исключено, что они появятся, если открытие сквозного пути будет "весить" меньше, чем решение за его счет какой-нибудь крупной политической проблемы. То есть торг в некоторой перспективе может оказаться вполне уместным и даже результативным.
Но Грузия, в контексте возобновления сообщение по Абхазии, делает невыверенные и взаимоисключающие заявления. Так, Закареишвили утверждает, что открытие транспортной магистрали не имеет ничего общего с политикой, и речь идет исключительно об экономических выгодах. Однако параллельно он твердит, что открытие дороги поможет деоккупации Грузии и возвращению беженцев в Абхазию.
А вот этого абхазам вообще не нужно, что и подтвердил секретарь тамошнего Совбеза Станислав Лакоба. "К сожалению, предложение имеет политическую подоплеку с целью вернуть беженцев. Однако те, кто хотел вернуться, уже вернулись. Это предложение не попахивает даже железной дорогой, и оно может привести к эскалации напряженности", — цитирует Лакобу NEWS.am.
Собственно, если говорить только об экономических дивидендах от функционирования сквозной дороги, они у Абхазии, конечно, будут – как минимум, в виде доходов от транзита. Но возобновление движения никак не отразится на развитии экономических отношений Абхазии с Россией – географически и политически они имеют место и без восстановления сквозного сообщения.
Более всех от абхазского транзита выгадают Грузия и Армения — последняя придает ему стратегическое значение. Вот что сказал директор Центра политических и правовых исследований "Concord" Давид Шахназарян: "У Армении есть в этом большая заинтересованность. Руководство страны должно очень усиленно заниматься этим вопросом, но не особенно публично, чтобы не раздражать Азербайджан".
Он признал, что технические и финансовые вопросы, связанные с восстановлением дороги, решаемы, но с разрешением политических проблем дело обстоит сложнее. "Если оставить Москву на некоторое время в стороне, позиция самой Абхазии, мягко говоря, неоднозначна. Я считаю, что, как минимум, они захотят урвать как можно больше, если этот вопрос станет актуальным", — сказал армянский эксперт. Что же касается Москвы, от нее он ждет "рациональной позиции".
Шахназарян также подчеркнул, что открытие дороги не восхитит Азербайджан, в то время как хорошие отношения с этой страной для Грузии очень важны. Имеется в виду, что с открытием прямого железнодорожного сообщения актуализируется вопрос переброски российских военных грузов на ее базу в Гюмри (Армения), хотя Закареишвили чуть ли не поклялся, что государственные интересы Азербайджана ни в коем случае не пострадают.
Вообще же, убежден Шахназарян, открытие железной дороги станет мощным стабилизирующим фактором в регионе, и в первую очередь – для Грузии, поскольку военная угроза "со стороны Севера" для нее ощутима. Но железо надо ковать в соответствующем, то есть раскаленном состоянии. И если в ближайшее время вопрос не будет решен, грузинские власти могут поостыть.
То, что Москва пока будет демонстрировать равнодушие к открытию сквозного движения, подтвердил в беседе с "Интрпрессньюс" российский политолог, профессор Борис Соколов. "На мой взгляд, Москва не очень заинтересована в этом", — считает он.
Отметим также, что далеко не все в Грузии разделяют стремление властей наладить диалог с абхазами и открыть железную дорогу. В частности, лидер партии "Европейские демократы" Паата Давитая считает: "Никакого прямого диалога ни с абхазами, ни с осетинами никогда не состоится. Они пойдут на него только в одном случае – если мы признаем их независимость".
Что же до железной дороги, политик выступает категорически против ее открытия, равно как и сквозного автомобильного сообщения по абхазской территории. По его словам, если магистраль откроют, в Абхазии будут взрывать каждый второй поезд.
У Закареишвили в обилии и другие инициативы в отношении Абхазии и Южной Осетии, которые его политические оппоненты не приемлют. Например, признание абхазских и югоосетинских паспортов в качестве документов для передвижения по территории Грузии.
"Я никогда не говорил о признании абхазских и югоосетинских паспортов как международных. Я не признаю эти документы законными. Но я не исключаю возможности их признания как удостоверений личности для внутренних перемещений в пределах Грузии", — пояснил госминистр.
Словом, новые власти Грузии считают, что поэтапно, шаг за шагом, с абхазами можно добиться некоторого гуманитарного прорыва в отношениях. Хотя Сухум — на официальном уровне, во всяком случае — к потугам Тбилиси глух. Доверия нет. И даже по простым вопросам, представляющим человеческий и бытовой интерес, достучаться будет трудно.
Точнее, "стучать" в абхазские двери все же придется через Россию, которая пока никак не реагирует на назначение Грузией специального представителя по урегулированию отношений с РФ. Накануне в Брюсселе новый грузинский премьер Бидзина Иванишвили выразил некоторое разочарование немотой Москвы. "Мы все еще ждем и надеемся", — сказал он.
То есть, как пояснил Соколов, "мяч сейчас на поле России". По его мнению, Москва сейчас наблюдает, какие отношения сложатся у новых грузинских властей с США и НАТО. Если хорошие, не исключено, она попытается "переманить Грузию". Но если отношения ухудшатся, Россия вообще ничего не станет предпринимать в грузинском направлении.
В общем, как ни крути, а Грузия продолжает оставаться заложницей больших и малых игр монстров международной политики — будь то ситуация с Абхазией, Южной Осетией, НАТО и безопасностью в целом. И, наверно, это еще надолго.
Росбалт: Долгая дорога через Абхазию
Дайджест
1804 перегляди
Facebook0
Twitter
Власти Грузии хотят возобновить железнодорожное сообщение с Россией через Абхазию. Страстно желает этого и Армения. Но ни Москва, ни Сухуми к этому не рвутся, а Баку так просто боится.