Влас­ти Гру­зии хо­тят во­зоб­но­вить же­лез­но­дорож­ное со­об­ще­ние с Рос­си­ей че­рез Аб­ха­зию. Страст­но же­ла­ет это­го и Ар­ме­ния. Но ни Моск­ва, ни Су­хуми к это­му не рвут­ся, а Ба­ку так прос­то бо­ит­ся. Впро­чем, не­кото­рые счи­та­ют за­тею опас­ной: по­ез­да в Аб­ха­зии бу­дут взры­вать че­рез раз. 

Но­вые гру­зинс­кие влас­ти, по всей ве­ро­ят­ности, серь­ез­но ре­шили взять­ся за аб­хазс­кое нап­равле­ние. То есть на на­чаль­ном эта­пе они пла­ниру­ют вый­ти на пря­мые пе­рего­воры с ру­ководс­твом Аб­ха­зии, на­ладить эко­номи­чес­кие от­но­шения, об­легчить ком­му­ника­цию меж­ду на­селе­ни­ем, про­жива­ющим по обе сто­ро­ны раз­де­ли­тель­ной чер­ты. 

Сре­ди про­чего го­сударс­твен­ный ми­нистр по воп­ро­сам ре­ин­тегра­ции, а, поп­росту, уре­гули­рова­нию конф­лик­тов Па­ата За­каре­иш­ви­ли оз­ву­чил не­об­хо­димость "де­изо­ляции Аб­ха­зии", клю­чевым мо­мен­том ко­торой яв­ля­ет­ся во­зоб­новле­ние прек­ра­щен­но­го бо­лее двад­ца­ти лет на­зад пря­мого же­лез­но­дорож­но­го со­об­ще­ния меж­ду Гру­зи­ей и Рос­си­ей че­рез аб­хазс­кую тер­ри­то­рию. 

О та­ком раз­ви­тии со­бытий меч­та­ет Ар­ме­ния, пос­коль­ку без тран­зи­та сво­их гру­зов по тер­ри­тории Гру­зии она прак­ти­чес­ки на­ходит­ся в изо­ляции, а транс­пор­тное со­об­ще­ние с Рос­си­ей пос­редс­твом тер­ри­тории Аб­ха­зии в ра­зы сок­ра­ща­ет рас­хо­ды и вре­мя на транс­пор­ти­ров­ку. В свое вре­мя Ере­ван да­же пред­ла­гал при­нять по­силь­ное учас­тие в восс­та­нов­ле­нии до­роги, но не слу­чи­лось: ини­ци­ати­ву не про­яви­ли ни Рос­сия, ни Аб­ха­зия. 

Пред­по­сылок к то­му, что Моск­ва и Су­хум ра­зом воз­бу­дят­ся на этот счет, по­ка нет. Од­на­ко не иск­лю­чено, что они по­явят­ся, ес­ли отк­ры­тие сквоз­но­го пу­ти бу­дет "ве­сить" мень­ше, чем ре­шение за его счет ка­кой-ни­будь круп­ной по­лити­чес­кой проб­ле­мы. То есть торг в не­кото­рой перс­пек­ти­ве мо­жет ока­зать­ся впол­не умест­ным и да­же ре­зуль­та­тив­ным. 

Но Гру­зия, в кон­текс­те во­зоб­новле­ния со­об­ще­ние по Аб­ха­зии, де­ла­ет не­выве­рен­ные и вза­имоиск­лю­ча­ющие за­яв­ле­ния. Так, За­каре­иш­ви­ли ут­верж­да­ет, что отк­ры­тие транс­пор­тной ма­гист­ра­ли не име­ет ни­чего об­ще­го с по­лити­кой, и речь идет иск­лю­читель­но об эко­номи­чес­ких вы­годах. Од­на­ко па­рал­лель­но он твер­дит, что отк­ры­тие до­роги по­может де­ок­ку­па­ции Гру­зии и возв­ра­ще­нию бе­жен­цев в Аб­ха­зию. 

А вот это­го аб­ха­зам во­об­ще не нуж­но, что и подт­вер­дил сек­ре­тарь та­мош­не­го Сов­бе­за Ста­нис­лав Ла­коба. "К со­жале­нию, пред­ло­жение име­ет по­лити­чес­кую по­доп­ле­ку с целью вер­нуть бе­жен­цев. Од­на­ко те, кто хо­тел вер­нуть­ся, уже вер­ну­лись. Это пред­ло­жение не по­пахи­ва­ет да­же же­лез­ной до­рогой, и оно мо­жет при­вес­ти к эс­ка­ла­ции нап­ря­жен­нос­ти", — ци­ти­ру­ет Ла­ко­бу NEWS.am. 

Собс­твен­но, ес­ли го­ворить толь­ко об эко­номи­чес­ких ди­виден­дах от функ­ци­они­рова­ния сквоз­ной до­роги, они у Аб­ха­зии, ко­неч­но, бу­дут – как ми­нимум, в ви­де до­ходов от тран­зи­та. Но во­зоб­новле­ние дви­жения ни­как не от­ра­зит­ся на раз­ви­тии эко­номи­чес­ких от­но­шений Аб­ха­зии с Рос­си­ей – ге­ог­ра­фичес­ки и по­лити­чес­ки они име­ют мес­то и без восс­та­нов­ле­ния сквоз­но­го со­об­ще­ния. 

Бо­лее всех от аб­хазс­ко­го тран­зи­та вы­гада­ют Гру­зия и Ар­ме­ния — пос­ледняя при­да­ет ему стра­теги­чес­кое зна­чение. Вот что ска­зал ди­рек­тор Цент­ра по­лити­чес­ких и пра­вовых исс­ле­дова­ний "Con­cord" Да­вид Шах­на­зарян: "У Ар­ме­нии есть в этом боль­шая за­ин­те­ресо­ван­ность. Ру­ководс­тво стра­ны долж­но очень уси­лен­но за­нимать­ся этим воп­ро­сом, но не осо­бен­но пуб­лич­но, что­бы не разд­ра­жать Азер­бай­джан". 

Он приз­нал, что тех­ни­чес­кие и фи­нан­со­вые воп­ро­сы, свя­зан­ные с восс­та­нов­ле­ни­ем до­роги, ре­ша­емы, но с раз­ре­шени­ем по­лити­чес­ких проб­лем де­ло обс­то­ит слож­нее. "Ес­ли ос­та­вить Моск­ву на не­кото­рое вре­мя в сто­роне, по­зиция са­мой Аб­ха­зии, мяг­ко го­воря, не­од­нознач­на. Я счи­таю, что, как ми­нимум, они за­хотят ур­вать как мож­но боль­ше, ес­ли этот воп­рос ста­нет ак­ту­аль­ным", — ска­зал ар­мянс­кий экс­перт. Что же ка­са­ет­ся Моск­вы, от нее он ждет "ра­ци­ональ­ной по­зи­ции". 

Шах­на­зарян так­же под­черк­нул, что отк­ры­тие до­роги не вос­хи­тит Азер­бай­джан, в то вре­мя как хо­рошие от­но­шения с этой стра­ной для Гру­зии очень важ­ны. Име­ет­ся в ви­ду, что с отк­ры­ти­ем пря­мого же­лез­но­дорож­но­го со­об­ще­ния ак­ту­али­зиру­ет­ся воп­рос пе­реб­роски рос­сий­ских во­ен­ных гру­зов на ее ба­зу в Гюм­ри (Ар­ме­ния), хо­тя За­каре­иш­ви­ли чуть ли не пок­лялся, что го­сударс­твен­ные ин­те­ре­сы Азер­бай­джа­на ни в ко­ем слу­чае не пост­ра­да­ют. 

Во­об­ще же, убеж­ден Шах­на­зарян, отк­ры­тие же­лез­ной до­роги ста­нет мощ­ным ста­били­зиру­ющим фак­то­ром в ре­ги­оне, и в пер­вую оче­редь – для Гру­зии, пос­коль­ку во­ен­ная уг­ро­за "со сто­роны Се­вера" для нее ощу­тима. Но же­лезо на­до ко­вать в со­от­ветс­тву­ющем, то есть рас­ка­лен­ном сос­то­янии. И ес­ли в бли­жай­шее вре­мя воп­рос не бу­дет ре­шен, гру­зинс­кие влас­ти мо­гут по­ос­тыть. 

То, что Моск­ва по­ка бу­дет де­монс­три­ровать рав­но­душие к отк­ры­тию сквоз­но­го дви­жения, подт­вер­дил в бе­седе с "Интрпресснь­юс" рос­сий­ский по­лито­лог, про­фес­сор Бо­рис Со­колов. "На мой взгляд, Моск­ва не очень за­ин­те­ресо­вана в этом", — счи­та­ет он. 

От­ме­тим так­же, что да­леко не все в Гру­зии раз­де­ля­ют стрем­ле­ние влас­тей на­ладить ди­алог с аб­ха­зами и отк­рыть же­лез­ную до­рогу. В част­нос­ти, ли­дер пар­тии "Ев­ро­пей­ские де­мок­ра­ты" Па­ата Да­витая счи­та­ет: "Ни­како­го пря­мого ди­ало­га ни с аб­ха­зами, ни с осе­тина­ми ни­ког­да не сос­то­ит­ся. Они пой­дут на не­го толь­ко в од­ном слу­чае – ес­ли мы приз­на­ем их не­за­ви­си­мость". 

Что же до же­лез­ной до­роги, по­литик выс­ту­па­ет ка­тего­ричес­ки про­тив ее отк­ры­тия, рав­но как и сквоз­но­го ав­то­мобиль­но­го со­об­ще­ния по аб­хазс­кой тер­ри­тории. По его сло­вам, ес­ли ма­гист­раль отк­ро­ют, в Аб­ха­зии бу­дут взры­вать каж­дый вто­рой по­езд. 

У За­каре­иш­ви­ли в оби­лии и дру­гие ини­ци­ати­вы в от­но­шении Аб­ха­зии и Юж­ной Осе­тии, ко­торые его по­лити­чес­кие оп­по­нен­ты не при­ем­лют. Нап­ри­мер, приз­на­ние аб­хазс­ких и юго­осе­тинс­ких пас­портов в ка­чест­ве до­кумен­тов для пе­ред­ви­же­ния по тер­ри­то­рии Гру­зии. 

"Я ни­ког­да не го­ворил о приз­на­нии аб­хазс­ких и юго­осе­тинс­ких пас­портов как меж­ду­народ­ных. Я не приз­наю эти до­кумен­ты за­кон­ны­ми. Но я не иск­лю­чаю воз­можнос­ти их приз­на­ния как удос­то­вере­ний лич­ности для внут­ренних пе­реме­щений в пре­делах Гру­зии", — по­яс­нил гос­ми­нистр. 

Сло­вом, но­вые влас­ти Гру­зии счи­та­ют, что по­этап­но, шаг за ша­гом, с аб­ха­зами мож­но до­бить­ся не­кото­рого гу­мани­тар­но­го про­рыва в от­но­шени­ях. Хо­тя Су­хум — на офи­ци­аль­ном уров­не, во вся­ком слу­чае — к по­тугам Тби­лиси глух. До­верия нет. И да­же по прос­тым воп­ро­сам, предс­тав­ля­ющим че­лове­чес­кий и бы­то­вой ин­те­рес, дос­ту­чать­ся бу­дет труд­но. 

Точ­нее, "сту­чать" в аб­хазс­кие две­ри все же при­дет­ся че­рез Рос­сию, ко­торая по­ка ни­как не ре­аги­ру­ет на наз­на­чение Гру­зи­ей спе­ци­аль­но­го предс­та­вите­ля по уре­гули­рова­нию от­но­шений с РФ. На­кану­не в Брюс­се­ле но­вый гру­зинс­кий премь­ер Бид­зи­на Ива­ниш­ви­ли вы­разил не­кото­рое ра­зоча­рова­ние не­мотой Моск­вы. "Мы все еще ждем и на­де­ем­ся", — ска­зал он. 

То есть, как по­яс­нил Со­колов, "мяч сей­час на по­ле Рос­сии". По его мне­нию, Моск­ва сей­час наб­лю­да­ет, ка­кие от­но­шения сло­жат­ся у но­вых гру­зинс­ких влас­тей с США и НА­ТО. Ес­ли хо­рошие, не иск­лю­чено, она по­пыта­ет­ся "пе­рема­нить Гру­зию". Но ес­ли от­но­шения ухуд­шатся, Рос­сия во­об­ще ни­чего не ста­нет предп­ри­ни­мать в гру­зинс­ком нап­рав­ле­нии. 

В об­щем, как ни кру­ти, а Гру­зия про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся за­лож­ни­цей боль­ших и ма­лых игр монс­тров меж­ду­народ­ной по­лити­ки — будь то си­ту­ация с Аб­ха­зи­ей, Юж­ной Осе­ти­ей, НА­ТО и бе­зопас­ностью в це­лом. И, на­вер­но, это еще на­дол­го.