Госадминистрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця" хочет увеличить штраф за простой оставленных на ее путях грузовых вагонов в четыре раза. В монополии говорят, что грузоотправителям и владельцам вагонов негде содержать свой парк и выгоднее оставлять его на путях, ведь штраф за простой незначительный. Впрочем, увеличить штраф может только правительство, которое в течение нескольких месяцев не реагирует на просьбу железнодорожной администрации.

"Укрзализныця" (УЗ) настаивает на увеличении оплаты за простой порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях, сообщили вчера в пресс-службе предприятия. В УЗ планируют обратиться с этой инициативой в Кабинет министров. "Скопление вагонов на магистральных путях железных дорог Украины препятствует нормальной организации движения как грузовых, так и пассажирских поездов",— объясняют в УЗ. 

В августе на железнодорожных путях простаивало 277 поездов, в составе которых 14 739 вагонов. Из них 7913 пустых частных вагонов и 6826 — принадлежащих государственным вагонным компаниям. "Предприятия-грузоотправители используют железные дороги в качестве пунктов отстоя вагонов, а плата за это экономически необоснованная. Пустые вагоны могли бы быть задействованы в перевозках и приносить нам доход",— отметили в пресс-службе УЗ. 

Как объясняют в УЗ, за простой одного вагона предприятия платят 36,3 грн в сутки, тогда как перевозка груженого вагона приносит железным дорогам 848 грн. В период с января по август за брошенные поезда и простой вагонов железные дороги начислили около 10 млн грн штрафных санкций (было выплачено 8,3 млн грн). Из этой суммы 4,1 млн грн было начислено собственникам частного грузового парка. Источник "Ъ" в УЗ говорит, что экономически обоснованная стоимость простоя на путях оценивается в 120 грн в сутки за вагон. "Сроки простоя вагонов под операциями нагрузки/выгрузки постоянно увеличиваются. Так, за I полугодие только за счет увеличения среднего времени нахождения вагонов на подъездных путях предприятий мы потеряли 28,9 тыс. грузовых ресурсов, освоение которых позволило бы получить около 100 млн грн",— уверены в "Укрзализныце". 

Как рассказал "Ъ" источник в УЗ, на самом деле администрация еще в июле обратилась в Кабмин с просьбой повысить ставку за простой вагона на путях УЗ. "Мининфраструктуры поддерживает нас в этом вопросе. Было направлено обращение на имя премьер-министра Николая Азарова, но реакции пока не последовало, поэтому было решено перенести этот вопрос в публичную плоскость",— объяснил он. 

По словам собеседника "Ъ", монополия остро нуждается в дополнительных доходах, поскольку самый прибыльный вид грузоперевозок — транзит — в этом году сильно упал: "Доходная часть, за счет которой мы существуем, сокращается. С этим нужно что-то делать. В то же время в Кабмине неохотно идут перед выборами на любые, даже незначительные повышения каких-либо ставок". По итогам I полугодия объем железнодорожного транзита по территории Украины сократился на 16,8%, до 23,04 млн т. Общий объем грузоперевозок также показывает не лучшие результаты: за шесть месяцев грузоперевозки выросли всего на 0,1%: УЗ перевезла 224,74 млн т грузов. 

Участники рынка ожидаемо выступают против любого повышения ставок. "Мы обязательно отреагируем на это и попытаемся не допустить повышения штрафных санкций. Когда у администрации плохо с финансами, она всегда стремится решить проблему за счет бизнеса",— заявил глава объединения метпредприятий "Металлургпром" Василий Харахулах. 

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький отмечает, что логика УЗ в данном случае объяснима: "Администрация намерена таким образом мотивировать грузоотправителей к быстрой оборачиваемости вагонов. Однако УЗ и сама бывает причиной простоя вагонов",— говорит господин Беленький. К примеру, в начале сентября УЗ запретила прием частных порожних грузовых вагонов от метпредприятий страны в адрес Приднепровской железной дороги (ПЖД).

Метпредприятия называют этот запрет неприкрытой попыткой УЗ заставить клиентов пользоваться государственными, а не частными вагонами. В УЗ вчера сообщили, что запрет уже снят, но он был необходим из-за сильной загрузки ПЖД. "Мы хотим повышать штрафные санкции для всех без исключения предприятий, в том числе для подконтрольных нам",— добавляет источник "Ъ" в УЗ. По его мнению, и частные, и государственные предприятия оставляют вагоны на путях, поскольку их просто негде хранить.