Кабмин выделил свыше 760 млн грн из госбюджета на разработку скоростных электропоездов частной компанией - Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Участники рынка отмечают, что господдержка может позволить компании вытеснить из этого сегмента продукцию Hyundai и Skoda. Однако в "Укрзализныце" напоминают, что сейчас полотно не приспособлено к движению со скоростью свыше 160 км/ч.
Крюковский вагоностроительный завод в течение трех лет получит 767,1 млн грн на разработку линейки межрегиональных двухсистемных электропоездов, способных развивать скорость движения 160-250 км/ч. Этот проект был внесен в виде дополнения к "Госпрограмме развития внутреннего производства", опубликованного вчера.
Неясно, по какой причине правительство решило выделить частной компании средства из госбюджета. Владельцем 39,44% акций КВСЗ считается семья председателя набсовета завода Владимира Приходько, еще по 25% принадлежат структурам эстонского предпринимателя Олега Осиновского и главы совета директоров российского Завода металлоконструкций Станислава Гамзалова.
Председатель наблюдательного совета "Лугансктепловоза" Виктор Быкадоров говорит, что до сих пор государство не поддерживало разработку подобных проектов. "В начале 2000-х годов мы разработали проекты пригородных электричек и дизельных поездов, которые потом покупала "Укрзализныця".Но средства на их разработку никто не давал — эти затраты закладывались в цену продукции", - говорит он.
Вице-премьер Борис Колесников, курирующий транспортную отрасль, вчера был недоступен для комментариев. В документе отмечается лишь, что финансирование программы даст возможность создать "высокотехнологичные импортозамещающие электропоезда, повысить экспортный потенциал вагоностроения и оптимизировать пассажиропотоки внутреннего и внешнего сообщения".
Сейчас в Украине не производятся электропоезда, способные развивать заявленную скорость. Поэтому к чемпионату Евро-2012 "Укрзализныця" была вынуждена приобрести 10 составов Hyundai и два межрегиональных двухэтажных поезда Skoda.
В начале года КВСЗ выпустил опытный образец межрегионального электропоезда, который способен развивать скорость 160-200 км/ч, и сейчас проводит его испытания. "У нас есть также разработки двухсистемного электропоезда с заявленной в проекте скоростью 160-250 км/ч", - отметил "Ъ" и. о. предправления КВСЗ Александр Перышкин, отказавшись от дальнейших комментариев. У КВСЗ уже есть тележка для производства электропоезда, способного развивать скорость 250 км/ч, утверждает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. "Поэтому разработать линейку электропоездов для компании будет несложно", - уверен эксперт.
КВСЗ уже потратил в разработку существующего прототипа скоростных двухсистемных поездов 250 млн грн, но так и не сумел заинтересовать "Укрзализныцу", отмечает старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. "Больше предприятие не может тратить средства, не понимая, будет ли эта продукция покупаться. Похоже, правительство делает свой вклад в обмен на то, что Крюковский завод сможет удешевить скоростные поезда", - предполагает эксперт.
В середине августа премьер-министр Николай Азаров неожиданно сообщил, что Украина больше не будет закупать поезда Hyundai, а будет приобретать их у КВСЗ. А ранее Борис Колесников заявлял, что после чемпионата будет куплено 25-30 скоростных поездов. "Учитывая анонсированную правительством стоимость тестируемого скоростного поезда Крюковского предприятия, $26 млн могут дать потенциальные заказы на $650-780 млн, что эквивалентно 70-90% годовой выручки предприятия", - отмечает господин Андрейченко.
Первый заместитель гендиректора "Укрзализныци" Николай Сергиенко говорит, что ему ничего неизвестно об инициативе правительства. "В Украине нет инфраструктуры для развития скорости движения 250 км/ч. Мы готовы покупать двухсистемные электропоезда на условиях тендера. Если продукция КВСЗ будет конкурентоспособна, администрация станет приобретать ее", - говорит он.