"Укрзализныця" проводит работу по устранению возможных "пробок" на железнодорожных линиях, чтобы не допустить транспортного коллапса в условиях увеличения частного вагонного парка и числа компаний-операторов перевозок, работающих на украинском рынке. Ведь со дня на день, в преддверии отопительного сезона, начнутся массовые перевозки угля, и очень важно, чтобы железные дороги смогли их своевременно обеспечить.

Законы физики гласят, что если в одном месте недостаток вещества, то в другом - избыток. И со временем количество должно уравняться. 

В таких условиях "Укрзализныця", как рассказал заместитель Генерального директора Петр Науменко, была вынуждена применить механизм конвенций и запретов на приемку вагонов в адрес данных станций. В результате количество "брошенных" поездов на них удалось снизить до 10-15.

По словам руководителя, еще одна важная причина этого явления - несоответствие уровня тарифов, выставляемых собственниками вагонов, запросам клиентов. Ведь украинские грузоотправители привыкли к достаточно низким расценкам на перевозки, что связано с возможностью воспользоваться государственно утвержденными тарифами Укрзализныци. В соседней же стране ситуация совсем иная: стоимость перевозок уже диктует рынок, и она значительно выше, чем в Украине.

По словам Петра Науменко, для ритмичности загрузки и выгрузки вагонов необходима стабилизация тарифной политики собственников подвижного состава, и рынок со временем расставит все на свои места. Однако в настоящее время Укрзализныце приходится применять административные меры, которые выражаются в ограничениях на следование вагонов к станциям, и без того загруженным "по самую горловину". Только лишь плата за занятие путей, к сожалению, не может решить проблемы, поскольку она достаточно символична.

Для решения вопроса необходима консолидация усилий. Железная дорога является лишь частью цепи грузоперевозок, слаженность и ритмичность которых зависят от всех звеньев: отправителей, получателей, операторов, перевозчиков, экспедиторов. Для четкой согласованности работы в помощь им украинские железнодорожники разработали и уже не первый год практикуют электронную программу МЕСПЛАН. Ее неплохо было бы применять в ежедневной практике всем участникам рынка перевозок.

Опыт соседей

Проблема заторов хорошо известна российским железнодорожникам, у которых осенью 2011 г. случилась ситуация, когда из Кузбасса не могли вывезти тысячи тонн угля для теплоэлектростанций. Тогда на уровне правительства было принято решение ограничить количество собственников подвижного состава. Их также обязали согласовывать с АО "РЖД" отправки грузов. Со временем и вагоны "Второй грузовой компании" стали эксплуатировать на правах инвентарных, правда, уже по рыночным ценам. Однако, несмотря на предпринимаемые шаги, проблема имеет рецидивы: в августе 2012 г. в направлении дальневосточных портов скопились тысячи нефтяных цистерн. Наиболее узкими местами в связи с ростом числа вагонов в России остаются выходы на порты Балтийского и Черного морей, БАМ и Транссибирскую магистраль.

Ведь если у нас в стране недостаточное количество грузового подвижного состава, то в соседнем государстве - его избыток, что признает руководство "Российских железных дорог". В одном из недавних интервью вице-президент АО "РЖД" Салман Бабаев рассказал, что в настоящее время в России уже более 1,3 млн грузовых вагонов и возможности инфраструктуры попросту даже не позволяют их разместить. Кроме того, наблюдался спад грузоперевозок.

Это привело к тому, что вагоны в поисках работы "ринулись" в Украину. При этом нередко операторы не удосуживались лишний раз проверить, а сможет ли предприятие, в адрес которого следует вагон, принять его. И как результат - на крупных станциях возникло скопление подвижного состава, что вылилось в появление "брошенных" поездов, количество которых в начале августа достигло 40. На грани возникновения "пробок" оказались станции Кривой Рог, Коростень-Житомирский, Пенезевичи и другие.

Комментарий

Заместитель Генерального директора "Укрзализныци" Петр НАУМЕНКО:

- Увеличение количества "брошенных" поездов произошло из-за переизбытка собственного подвижного состава. Причин несколько. Во-первых, изначально неправильно планируются перевозки. Грузоотправители хаотично дают согласие всем собственникам, чтобы они заезжали к ним на подъездные пути, но сами не в состоянии их принять. Поэтому поезда "бросаются" на подходах. Они занимают железнодорожные приемоотправочные пути и мешают нам работать. При этом сами же собственники теряют свою доходность, поскольку им выставляется плата за пользование этими путями. На сегодняшний день мы работаем с массовыми отправителями, операторами, чтобы правильно планировать все этапы: движение вагонов в порожнем состоянии, погрузку, движение в груженом состоянии и опять направление следования из-под выгрузки. Второй причиной является то, что на российской территории избыток подвижного состава. Они рвутся в Украину, чтобы найти работу, и опять же на те станции, которые не в состоянии их принять и своевременно отгрузить обратно в Россию. Мы работаем уже около двух месяцев со всеми приграничными переходами, чтобы не допустить переизбыток вагонов и снижение маневренности железных дорог. Регулируем запретами на отправку к нам вагонов, а также планами, не подтверждая заявки в случае, если отправитель не может обеспечить грузом. Думаю, что до конца месяца мы "разрулим" эту ситуацию.