Модернизация железнодорожной инфраструктуры в Украине проходила под знаком подготовки к запуску скоростного движения. В эти работы "Укрзализныця" (УЗ) инвестировала более 440 млн гривен ($55 млн).

На основных направлениях скоростного движения Львов – Здолбунов, Здолбунов – Шепетовка – Коростень – Киев, Киев – Полтава – Харьков, Полтава – Красноград – Лозовая, Лозовая – Донецк в течение 2012 года были капитально отремонтированы и модернизированы устройства автоматики, телемеханики и связи, электроснабжения. В апреле 2012 года было модернизировано 20 км путей на направлении Киев – Львов и 6,9 км на направлении Киев – Донецк. На других участках специалисты УЗ выполнили комплексно-оздоровительный и средний ремонт, заменили и отремонтировали стрелочные переводы.

Годом ранее на основных направлениях скоростного движения было модернизировано 346,5 км пути, средний ремонт произведён на участках общей протяжённостью 298,6 км, комплексно-оздоровительный – на 742,4 км. Кроме того, было заменено 439 комплектов стрелочных переводов, отремонтировано 126 комплектов.

В 2011 году УЗ закончила электрификацию участков Фастов – Житомир (101 км), Полтава – Кременчуг – Бурты (95 км) и подготовила к электрификации участок Полтава – Красноград – Лозовая.

Была проделана большая работа по реконструкции пассажирских платформ. В частности, островные платформы перенесли на безопасное расстояние и оборудовали специальными нишами для пассажиров, где они могут укрыться от мощной струи воздуха, которая создаётся скоростным поездом.

Однако планы УЗ по модернизации инфраструктуры не ограничиваются подготовкой к запуску скоростного движения. К 2017 году планируется построить двухпутный тоннель через Карпаты для замены аварийного однопутного. А до 2016 года будет электрифицировано 1,5 тыс. км путей на самых грузонапряжённых участках – в направлении Крыма, портов Одессы и Донбасса. Также УЗ планирует в 2013–2014 годах построить дополнительный пассажирский и грузовой путь в направлении Крыма и портов Чёрного моря за счёт электрификации участков Долинская – Николаев (148 км) и Николаев – Колосовка (105 км). Это поможет  распределить перевозки на преимущественно пассажирские и грузовые.

Основные направления развития инфраструктуры Белорусской железной дороги также касаются ремонта путей, электрификации, а также монтажа волоконно-оптических линий связи.

Основным полигоном электрификации в настоящее время является участок Осиповичи – Жлобин (107 км). Работы там планируется завершить в декабре 2012 года. С их окончанием будет реализован первый этап инвестиционного проекта по электрификации линий на участках Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи. Кроме того, продолжаются проектно-изыскательские работы по электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница в рамках совместного проекта с АО "Литовские железные дороги" по электрификации направления Молодечно – Гудогай – госграница – Кяна – Н. Вильня. Согласно госпрограмме развития железнодорожного транспорта Белоруссии на 2011–2015 годы будет электрифицировано 387 км линий.

В 2012 году БЖД планирует ввести в эксплуатацию более 200 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и приступить к монтажу линий на участке Минск – Молодечно (81 км) для стыка с Литвой и Гомель – Терюха (40 км) – с Украиной. 
Что касается развития путевого хозяйства, то в 2012 году планируется отремонтировать 578,9 км дороги. Самый большой объём восстановительного ремонта пути предстоит выполнить на Барановичском отделении дороги – 78,7 км. На Минском отделении магистрали запланировано отремонтировать 63,8 км, Витебском – 29,0 км, Брестском – 25,0 км, Гомельском и Могилёвском – по 6,6 км.

"Казахстан темир жолы" планируют перейти от развития транзитной железнодорожной инфраструктуры к внутренней. Недавно были завершены два крупных проекта: Узень – граница с Туркменистаном (146 км) и Жетыген – Хоргос (293 км). Теперь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал поручение железнодорожникам к 2015 году возвести ещё две новые линии: Аркалык – Шубарколь (214 км) и Жезказган – Бейнеу (1200 км).  Первая линия планируется для вывоза угля из разрезов в Центральном Казахстане в северные районы страны. Вторая же должна соединить прямым железнодорожным сообщением центр и запад республики. На обеих линиях планируется организовать как грузовое, так и пассажирское сообщение.

Одним из самых спорных инфраструктурных проектов в Центральной Азии стала железная дорога Китай – Киргизия – Узбекистан. В апреле 2012 года Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому в течение года будет проведено полное технико-экономическое обоснование проекта. Сторонники появления новой магистрали отмечают её перспективный транзитный потенциал по вывозу китайских товаров в Европу, противники же указывают на опасность китайской экспансии в Киргизии.

Большие планы по строительству железнодорожной инфраструктуры вынашивает Туркмения, которая в 2012 году заканчивает свою часть железнодорожной линии, связывающей Казахстан и Иран. В соответствии с генеральным планом развития отрасли республики планируется проложить линию в Афганистан Атамырат – Имамназар, соединить сообщением города Газачак и Шасенем, построить железнодорожный мост через Амударью Туркменабат – Фараб, а также организовать высокоскоростное сообщение между Туркменбаши и Туркменабатом.

Свою линию в Иран планирует также проложить Таджикистан, который ведёт работы по строительству железной дороги Кашгар – Герат. ТЭО проекта должно быть готово в 2012 году. Протяжённость таджикского участка дороги составит 392 км. В республике уверены, что новая линия ликвидирует зависимость Таджикистана от транзита через Узбекистан, с которым в последнее время возникали сложности, обусловленные политическим противостоянием двух стран.

Активное железнодорожное строительство ведётся и в Закавказье. В 2013 году должно быть завершено строительство дороги Баку – Тбилиси – Карс, начатое в 2007 году. В рамках этого проекта ведётся реконструкция 178 км путей в Грузии и строительство 98 км путей до Турции. До конца 2012 года должна быть также построена дорога Казвин – Решт – Астара, связывающая Иран и Азербайджан в рамках транспортного коридора "Север – Юг". В рамках этого проекта в Иране будет построено около 400 км железной дороги, а на территории Азербайджана – 8,5 км – до приграничной Астары.