Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о реформировании нефтегазового комплекса, который разрешает реорганизацию компании «Нафтогаз Украины», но вводит жесткий запрет на вывод газотранспортной системы из-под государственного контроля.
Законопроектом предусмотрено, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) государственных предприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», осуществляющих деятельность по транспортировке по магистральным и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газохранилищах, и НАК «Нафтогаз Украины» осуществляется по решению Кабинета министров Украины. При этом запрещается приватизация госпредприятий и дочерних предприятий НАК, осуществляющих деятельность по транспортировке по магистральным и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газохранилищах.
Запрещается также отчуждение основных фондов и акций этих предприятий, передача их с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц, совершению других юридических действий, которые могут привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций «Нафтогаза Украины». Исключением может быть только передача основных фондов и акций таких предприятий исключительно госпредприятию или акционерному обществу, 100% процентов акций которого находятся в государственной собственности Украины.
Кроме того, в отношении госпредприятий, которые осуществляют деятельность по транспортировке по магистральным и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газохранилищах, а также самой НАК и основанных ею предприятий, не может быть возбуждено дело о банкротстве.
Украинское законодательство и раньше запрещало приватизацию «Нафтогаза Украины», однако сейчас Киев решил выполнить требования Евросоюза по разделению добывающих, транспортных и сбытовых газовых компаний. Теоретически разделение НАК могло дать юридическую возможность обойти запрет. До последнего момента все попытки Верховной Рады принять изменения в законодательство, позволяющие начать реорганизацию «Нафтогаза», блокировались оппозицией, которая считала, что реформирование НАК приведет к передаче России контроля над украинской ГТС.
Напомним, что создание газотранспортного консорциума является одним из предполагаемых условий снижения цены на газ, которого почти два года добивается Украина. Киев считает целесообразным трехсторонний формат при участии России и европейских компаний, Москву больше устраивает двусторонний.
«Конечно, мы можем объявить ГТС "священной коровой", и это так и есть, но мы не должны объявлять священной коровой "Нафтогаз", который мы все время дотируем из госбюджета. Это предприятие необходимо было давно реорганизовать в интересах всего украинского общества», — заявил инициатор законопроекта депутат Юрий Кармазин после принятия законопроекта.
Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенскийсчитает, что запрет на приватизацию «Нафтогаза» в законопроекте о реформирования компании — формальность. «Собственно этот запрет действует и сейчас, что не мешало "Газпрому" обсуждать вопрос о приобретении доли в "Нафтогазе", — напоминает он. — Вряд ли "Газпром" оставит эти попытки и после принятия законопроекта о реформировании украинской компании. В любом случае этот вопрос решается на правительственном уровне, соответственно правительство сможет в случае необходимости внести поправки в законопроект».
Стоит отметить, говорит аналитик, что сейчас украинская ГТС нуждается в модернизации, для чего необходимо привлечение инвестиций со стороны, а привлечение частных инвестиций, российских или европейских, без допуска инвестора к управлению ГТС вряд ли возможно. «Поэтому без изменений в законопроекте о газотранспортной системе Украины, скорее всего, не обойтись, — полагает он. — Сама реформа "Нафтогаза" направлена на повышение эффективности работы компании. Транспортная и добывающая компания избавится от убыточного сбытового актива. Сама сбытовая компания будет активно стремиться к безубыточности, она возьмет на себя ответственность за повышение тарифов. Кроме того, более понятный бизнес и финансовые потоки сделают все новообразовавшиеся компании более привлекательными для инвесторов».
Можно ожидать, что правовой статус ГТС еще изменится, соглашается аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук. «Для Украины нет смысла держать газотранспортную систему полностью в руках государства, поскольку в таком случае невозможно реализовать даже предложенное самой украинской стороной совместное предприятие с участием ЕС, — полагает он. — Поэтому еще рано утверждать, что закон полностью перекрыл "Газпрому" дорогу к украинской ГТС. Верховной Раде еще предстоит второе чтение документа, кроме того, не решен вопрос о разделении долгов "Нафтогаза"».
По мнению аналитика, вероятно, что до парламентских выборов в конце октября-начале ноября 2012 года ждать существенных изменений по газовому вопросу между Украиной и Россией не стоит. «Передача ГТС в собственность "Газпрома" является на Украине довольно непопулярной мерой, — рассуждает он. — В настоящее время сила в переговорах на стороне "Газпрома", который по-прежнему намерен построить свой газопровод в обход Украины, причем начало строительства намечено на декабрь 2012 года, через месяц после парламентских выборов на Украине».
Впрочем, как считает управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский, желанием получить ГТС Украины в собственность «Газпром» особо не горит — ему бы вполне было достаточно получение контроля за газопроводной сетью. «Обеспечить его вполне в состоянии создание консорциума по управлению украинской ГТС, такая возможность, хотя пока и не предусмотрена в законопроекте, все же имеет вероятность появления во втором чтении документа, — полагает он. — Проблема заключается в том, что принятие документа не защищает Украину от финансовых претензий со стороны "Газпрома" за неоплаченные поставки газа, и самой Украине может быть более выгодно допустить к своей "трубе" российский концерн (в т.ч. и в плане содержания ГТС), нежели изыскивать средства на погашение долга. Обострение конфликта в рамках газового диалога — прежде всего в вопросе украинского долга — могло бы выступить катализатором принятия такого решения украинскими властями. Пока "мяч" фактически на их стороне, но в ближайшее время ситуация вполне может измениться».
Управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский, уверен, что аппетит Москвы в отношении украинской ГТС не снизится. «Перефразируя слоган одного известного российского футболиста, "Газпром" всегда руководствовался позицией по украинской ГТС "хотели, хотим и будем хотеть", — иронизирует аналитик. — При этом, безусловно, цена исполнения такого желания, всегда имела значение. Политические же колебания украинских партнеров не вселяют оптимизма в их деловых партнеров. Такая непоследовательность прослеживается и в отношении "национального газотранспортного достояния", когда сначала зазываются международные инвесторы под лозунгом "берите сколько хотите, но главное по завышенным к рынку ценам", в дальнейшем почему-то начинает превалировать поведение по принципу "держать и не пущать"».
В любом случае, «Газпрому» спешить некуда, полагает юрист, так как чем дольше украинская сторона блокирует возможности российской газовой монополии по контролю над ГТС, хотя бы и частичному, тем быстрее строятся северные и южные газовые ветки в обход строптивого соседа. «Очевидно, что мотивы такого поведения сегодня лежат больше в политической плоскости, ведь экономически вхождение "Газпрома" в украинскую газотранспортную систему, да еще и с инвестициями в модернизацию, были бы очень кстати, — говорит Андрей Корельский. — Ни для кого не секрет, что износ самой ГТС сегодня значителен, а свободных денег у Украины на ее качественное обновление, практически нет. Поэтому заявления российских руководителей о том, что с такими темпами диалога вскоре можно будет обсуждать уже не производственные, а "музейные" достоинства украинской ГТС, не так уж и далеки от истины».