Завтра, 23 февраля, Верховная Рада должна рассмотреть во втором чтении два законопроекта, запускающих процесс реформирования "Укрзализныци". После этого едва ли не единственная отрасль экономики, не пережившая реформирование после обретения Украиной независимости, начнет перестраиваться таким образом, чтобы работать в рамках рыночной экономики, а не на остатках советской плановой.
С реформированием связаны также планы на техническую модернизацию "Укрзализныци" - ведомство планирует привлечь значительные инвестиционные средства для того, чтобы осуществить проекты по обновлению парка и инфраструктуры, которые сейчас находятся не в лучшем состоянии.
Подробнее о реформе, которая ожидает Укрзализныцю, рассказывает первый заместитель генерального директора "Укрзализныци" Сергей Болоболин.
– Сергей Петрович, почему реформирование железной дороги так необходимо?
– Вопрос реформирования назрел давно, и этому есть несколько причин. Первая - это то, что "Укрзализныця" как орган государственного управления вынуждена выполнять функции хозяйственного субъекта, в том числе - распределять доходы, управлять движением поездов. А это - ненормальное явление.
Вторая причина - на сегодняшний день осуществляется перекрестное финансирование пассажирских и грузовых перевозок. Проще сказать - субсидирование пассажирских за счет грузовых. Эти виды перевозок необходимо разделить, чтобы разобраться в том, как ими управлять, а также что и сколько на самом деле стоит.
И третья причина - в нашу железную дорогу за последние годы вкладывается капитальных инвестиций лишь около 3% от общих государственных расходов, тогда как в развитых странах мира - порядка 10 - 15%. А украинский железнодорожный транспорт доставляет более 45% пассажиров и более 80% грузов, являясь основным перевозчиком нашей промышленности.
Чтобы начать обновление и привести в порядок наши основные фонды, на ближайшие 20 лет, учитывая все возможные источники, мы сможем вложить не более 50 млрд грн, хотя нам необходимо еще более 100 млрд грн. Это одна из главных причин, по которым процесс реформирования надо начинать уже сегодня, иначе завтра будет поздно.
– Где же найти такое гигантское финансирование?
– Процесс реформирования позволит привлечь инвесторов. В первую очередь мы рассчитываем на привлечение денежных средств на подвижной состав. Для этого нужно выстроить нормальную тарифную политику, чтобы инвестор понимал, куда он вкладывает деньги и что получит в конечном итоге. А в конечном итоге он должен получить доход. Мы же получим новый подвижной состав, увеличение объемов перевозок. Таким образом, мы в полной мере будем удовлетворять потребности нашей экономики в перевозках, а это самое главное.
Например, во время реформирования Российских железных дорог порядка 25 млрд долларов было вложено в приобретение 400 тысяч новых вагонов. На сегодняшний день их парк больше, чем в Советском Союзе. То есть, эта проблема была решена за счет денег инвесторов.
– "Укрзализныця" изучала опыт других стран, прежде чем начать реформирование?
– Мы тщательно изучали опыт Франции, Германии, Казахстана, России. А опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Например, хотя мы и отстаем в развитии, но у нас есть возможность не допускать ошибки, которые были допущены в России. У них увеличилось количество подвижного состава, но управляемость этим парком стала в два раза менее эффективной, чем была в Советском Союзе. Также мы консультировались у серьезных фирм с мировым именем, которые помогали проводить реформы во многих странах. Одна из таких фирм - A.T.Kearney - с нами сейчас активно сотрудничает.
– Как долго будет проходить реформа?
– Согласно государственной программе, реформа пройдет в три этапа. Первый мы должны закончить в этом году принятием закона "Об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования", до конца года мы надеемся создать это общество путем постановления Кабинета Министров Украины. Что касается второго и третьего этапов - они пройдут постепенно до 2019 года.
– С реформированием связывают возможность обновления парка, состояние которого уже сейчас вызывает опасения. Существует ли на самом деле возможность срыва работы "Укрзализныци", если парк не обновить? Грубо говоря, не остановятся ли поезда?
– На сегодняшний день изношенность электропоездов составляет порядка 60%, дизель-поездов и электровозов - в среднем 80%, а магистральных тепловозов - 99%. Что касается вагонного парка, то здесь ситуация примерно аналогичная - он изношен на 86%. Полувагоны-самый востребованный подвижной состав - изношены на 88%. Если копнуть глубже, то у нас 46% вагонного парка эксплуатируется за пределами нормативного срока.
Отказ технических устройств действительно имеет место. Ломаются электровозы, неисправными становятся вагоны. На сегодняшний день более 10 тысяч полувагонов не задействованы из-за технических неисправностей. В результате этого происходит задержка поездов, нарушение графика движения грузовых и пассажирских поездов, в связи с чем возникают нарекания наших клиентов и пассажиров.
Мы проводим обследования и продлеваем сроки эксплуатации, хотя этого не должно быть. Но если ничего не делать, то до 2015 года 94% подвижного состава мы должны остановить. Или потратить огромные деньги, чтобы на несколько лет продлить срок службы за счет капитального восстановительного ремонта. Однако самый эффективный вариант - начать реформирование и процесс обновления парка. Но аварий на железных дорогах не будет. Подвижной состав, который не отвечает требованиям безопасности движения, не эксплуатируется. Такой подвижной состав ремонтируется или отстраняется.
– Говорят о том, что в работе железной дороги будут присутствовать частные компании, а это настораживает общество. Каким образом это привлечение частного капитала будет организовано?
– Понятия "акционерное общество", "дочернее предприятие", "инвестор" почему-то вызывают у людей параллели с приватизацией. Но вся инфраструктура наших железных дорог после реформирования останется в собственности государства. Частные компании лишь на равных условиях получат к ней доступ. Частными будут грузовые вагоны - которые уже сейчас есть у разных предприятий, и мы надеемся, что их количество увеличится. Их приобретение мы поощрим путем нормальной тарифной политики, которая будет выработана в процессе реформирования. Частный инвестор должен четко понимать что, покупая вагон, он его окупит, например, за пять или восемь лет при сроке службы вагона 26 лет. Также мы допускаем, что на определенных условиях в нашу инфраструктуру придут частные локомотивы. Наиболее приемлемый для нас вариант - приобретение локомотивов частниками и передача их нам на правах аренды или в лизинг. Также мы не против создания частных пассажирских компаний. А если кто-то захочет работать в пригородном сообщении, то мы тоже это допускаем.
– То есть, даже если какой-то крупный предприниматель хотел бы приобрести такой лакомый кусочек, как железная дорога, то это было бы невозможно?
– Наше государство, где железнодорожный транспорт играет огромную роль для промышленности, никогда не допустит приватизации инфраструктуры. Никогда не будет приватизирован путь, контактная сеть, локомотивный парк. Все, что позволяет передвигать вагоны по территории страны, останется в собственности государства.
- В СМИ сейчас обсуждается вероятность того, что реформирование может повлечь за собой массовые сокращения в отрасли. Насколько эти опасения обоснованы?
– Реформирование железной дороги не влечет за собой увольнений персонала. В программе реформирования и в проекте закона о создании акционерного общества черным по белому написано о недопущении ухудшения социальных гарантий для наших работников и пенсионеров. Мы активно работаем в этом направлении с нашим отраслевым профсоюзом и те принципы, которые заложены и в программе, и в законе, обязательно будут реализованы.