Украинские авиастроители впервые за свою историю столкнулись с ситуацией, когда спрос на их продукцию превышает возможности его удовлетворения. В настоящее время количество заказов на приобретение новых разработок государственного предприятия "Антонов" АН-148/158 превосходит производственные мощности предприятия. Задача авиастроителей - выйти на производство 24 самолетов в год.
Вернуться из прошлого
"Одним из важных событий прошлого года является то, что самолет Ан-148 стал показывать хорошие результаты эксплуатации в авиакомпании "Россия", - рассказал Александр Рубцов, генеральный директор российской лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко", которая занимается реализацией "антоновских" самолетов в РФ. По его информации, интерес к проекту Ан-148/158 проявляют и другие российские компании. К примеру, уже подписано соглашение о поставке в 2012-2013 годах пяти воздушных судов и опцион на пять аналогичных самолетов с поставкой в 2014 году с российской авиакомпанией "Ангара". В конце 2011 года эксплуатацию Ан-148 начала российская авиакомпания "Полет". В пользу отечественного самолета говорит его каталожная цена $24-25 млн. против $36-40 млн. стоимости его ближайшего конкурента - бразильского Embraer серии E-jet. Кроме того, участники рынка отмечают, что использование украинского самолета почти на треть эффективнее, чем того же бразильского. В России это воздушное судно эксплуатируется на более чем 60 маршрутах, включая внутренние и международные рейсы.
Присматриваются к продукции "Антонова" и в Иране, где достигнуты договоренности о начале программы по производству самолетов Ан-158 для этой страны. Программа предусматривает покупку в Украине 16 авиалайнеров и дальнейшее производство еще 64 в кооперации с "Антоновым". Общая стоимость проекта - $1 млрд.
Но, несмотря на положительные отзывы зарубежных покупателей, отечественных заказов на продукцию "Антонова" пока мало. Только один Ан-148 пополнил авиапарк компании МАУ.
Дело в производстве
Для обеспечения существующего спроса на самолеты необходимо наладить их крупносерийное производство. Этому должно поспособствовать развитие производства на бывшем киевском заводе "Авиант", который в 2010 году вошел в состав ГП "Антонов". В советские времена предприятие выпускало всю линейку "антоновских" самолетов, а мощности достигали производства более 50 авиалайнеров в год только одного Ан-24, но на момент вхождения в ГП "Антонов" завод "Авиант" накопил 1,9 млрд. грн. долгов и находился в состоянии банкротства.
После слияния долги постепенно погасили, утверждают в пресс-службе объединенного предприятия. И сегодня на "Серийном заводе "Антонов" (такое название получил "Авиант" после присоединения к ГП) освоено производство ближнемагистральных пассажирских самолетов. На конец 2011 года в разной степени готовности находились 11 бортов Ан-148 и семь Ан-158 для российских авиакомпаний, кроме того, велись работы по строительству двух Ан-70 для российских ВВС и двух легких транспортных самолетов Ан-32Б. В ближайшем времени компания планирует вывести производство на выпуск 24 авиалайнеров Ан-158 и Ан-148 в год, что, по оценкам генерального конструктора ГП "Антонов" Дмитрия Кивы, потребует привлечения $300 млн. "Восстановление производства на бывшем "Авианте" открывает хорошие перспективы для ГП "Антонов". Это создает перспективную базу для дальнейшего развития компании", - считает Алексей Андрейченко, старший аналитик ИК "Арт-Капитал".
В конкурентоспособности украинских самолетостроителей уверены и в Европе. На презентации "Стратегии секторной конкурентоспособности для Украины", состоявшейся на прошлой неделе, директор шведского агентства международного развития SIDA Мирья Петерсен заявила: "Украинский авиапром с его традициями и репутацией на мировых рынках может стать одной из отраслей для мощных инвестиций".