В начале нового года Антимонопольный комитет Украины разрешил мариупольскому вагоностроительному гиганту "Азовмаш", который входит в орбиту влияния "регионалов" Александра Савчука и Юрия Иванющенко, взять в аренду целостный имущественный комплекс коммунального предприятия "Аэропорт Мариуполь". В конце месяца планируется оформить договоренности между предприятием и городом, после чего аэропорт сможет начать работать на благо нового арендатора.
Монополистам мелочь не интересна
С 2001 года местные воздушные ворота были в аренде у Мариупольского меткомбината им. Ильича во главе с Владимиром Бойко. Но после вхождения предприятия в холдинг "Метинвест" Рината Ахметова от аренды было решено отказаться, и аэропорт был возвращен городу. Новым куратором авиапредприятия должен стать "Азовмаш". Предполагается, что содержание объекта будет стоить машиностроителям около 800 тыс. грн. в месяц. А перспективными направлениями для перевозок выбраны Киев, Москва и Афины.
Авиахозяйство, которое досталось Александру Савчуку и Юрию Иванющенко, по идее, должно находиться в неплохом состоянии. В 2003 году ММК им. Ильича провел масштабные работы на объекте, были реконструированы перрон и взлетно-посадочная полоса, установлена новая система посадки и светосигнального оборудования. При пропускной способности 200 пассажиров в час в 2006 году было перевезено 18 тыс. пассажиров, в 2007 году - более 20 тыс. С тех пор загрузка предприятия не была высокой. Основным эксплуатантом выступала компания "Ильич-авиа", родственная бывшим арендаторам аэропорта, самолеты которой ежедневно летали в Киев. Кроме того, она выполняла вылеты в Москву, греческие Афины и Салоники. Запустить рейсы в столицу пытались также "АэроСвит" и МАУ. Но после закрытия и ликвидации "Ильич-авиа" аэропорт обслуживает лишь нерегулярные чартерные рейсы.
Пока перспективы Мариуполя как авиационного центра вызывают сомнения, и хозяевам "Азовмаша" придется немало потрудиться, чтобы обеспечить загрузку аэропорта. С одной стороны, население города примерно соответствует количеству жителей в областных центрах Западной Украины, которые имеют регулярное авиасообщение с Киевом. Но в непосредственной близости от Мариуполя находится куда более развитый аэропорт областного центра, который активно строится под Евро-2012 и оттягивает на себя платежеспособных жителей региона. Поэтому крупные авиаперевозчики пока не спешат проявлять интерес к воздушным воротам Мариуполя.
"Наличие крупного реконструированного международного аэропорта Донецк позволяет удовлетворить спрос на авиасообщение с юго-восточным регионом Украины. Поэтому в ближайшей перспективе "АэроСвит" не планирует выполнять как внутренние, так и международные полеты в/из Мариуполя", - сообщили в компании, которая входит в альянс "Украинская авиационная группа" Игоря Коломойского. В компании "Хорс", которая летает из киевских Жулян в Харьков, Львов и Симферополь, отметили, что в апреле намерены начать вылеты в Донецк и пока не рассматривали возможность выполнения рейсов в Мариуполь. Из Киева в Донецк также летают "Международные Авиалинии Украины" Арона Майберга, и маловероятно, что эта компания будет распылять флот между Донецком и Мариуполем.
Кто следующий?
Между тем участие в акционерном капитале "Азовмаша" Юрия Иванющенко наталкивает на мысль, что воздушная инициатива холдинга не была спонтанной. Летом многие СМИ сообщили о том, что структуры нардепа появились в составе акционеров компании "Мастер-авиа", которая арендует у столицы аэропорт Жуляны. Основной доход этому авиапредприятию обеспечивает лоукост-перевозчик Wizz Air, который летает из Киева в Западную Европу, а также выполняет единственный внутренний сезонный рейс в Симферополь. Не исключено, что именно пример Жулян побудил машзавод влиятельного нардепа арендовать мариупольский аэропорт. К тому же, как и Жуляны, его можно позиционировать как второстепенный аэропорт для небольших и лоукостерских авиакомпаний в крупном промышленном регионе. Конечно, пока о появлении лоукостеров в Мариуполе говорить преждевременно, но со временем азовский мегаполис вполне может стать аналогом польского Катовице, который находится неподалеку от Кракова; аэропорта Визе вблизи Дюссельдорфа или Лутона рядом с Лондоном. Для этого лишь нужно привести в город заинтересованную авиакомпанию или создать свою, как в свое время поступили подопечные Владимира Бойко.
Если же нардеп всерьез заинтересовался инвестициями в аэропортовое хозяйство, в перспективе можно ожидать его появления и в других регионах. Например, весьма привлекательным объектом для сезонных авиаперевозок может стать Севастополь. В этой связи следует отметить, что осенью прошли слухи о продаже Игорем Коломойским компании, владеющей небольшим терминалом в местном аэропорту Бельбек. К тому же осенью мэр Севастополя Владимир Яцуба заявил о выделении из бюджета 25 миллионов гривен для проектирования и строительства там нового современного комплекса. "Это большой проект, который будет реализовываться и за деньги инвесторов, и за государственные деньга. Но сразу хочу сказать, аэропорт будет полностью государственным" - цитировала мэра местная пресса.
Каким образом государственный аэропорт будет реконструироваться за частные деньги, пока неясно. Но желающие поучаствовать в этом проекте наверняка найдутся. Примечательно, что идеологом реконструкции якобы выступает вице-премьер Борис Колесников, который неоднократно заявлял о необходимости привлечения в Украину лоукостеров и сетовал на авиационных монополистов. Правда, Бориса Викторовича скорее всего интересует только сама реконструкция Бельбека, ведь в рамках подготовки к Евро-2012 он довольно успешно занимался обновлением не одного аэропорта. А вот для другого крыла донецких бизнесменов получить обновленный за казенный счет аэропорт - весьма привлекательная перспектива.