Мультимиллионер Юрий Иванющенко и его младший партнер Иван Аврамов стали монополистами. В сферу их влияния в ходе банкротства попала компания "Стахановпромтранс".
На первый взгляд, ее сложно назвать интересным активом. В 2011 году выручка компании чуть не дотянула до 10 млн грн., а убыток достиг 11 млн грн. "Привлекательность в другом, "Стахановпромтранс" – важное звено в логистике угольной отрасли Донбасса", – отмечает аналитик Kreston GCG Максим Авксентьев. Предприятие предоставляет транспортные услуги крупнейшим обогатительным фабрикам и шахтам Луганской области. У него есть собственный локомотивный парк и, казалось бы, незначительный участок железной дороги – 90 км. Но именно эти 90 км превращают "Стахановпромтранс" в монополиста. Его железные дороги соединяют угольные шахты и обогатительные фабрики Стаханова и Брянки с магистралями "Укрзалізниці".
С учетом этих деталей понятно, почему "Стахановпромтранс" - мечта любого предпринимателя, ведущего угольный бизнес в Луганской области. Еще в 2005 году, когда против компании было возбуждено дело о банкротстве, выяснилось, что из 8 млн грн. кредиторской задолженности большую часть контролируют структуры народного депутата Юрия Иванющенко и Ивана Аврамова (обогатительная фабрика "Криворожская" и др.).
Из-за "Стахановпромтранса" даже разгорелся конфликт между Иванющенко и Аврамовым, с одной стороны, и другим видным представителем донецкой бизнес-элиты, народным депутатом Андреем Орловым - с другой. В 2008 году не чуждая ему компания "Энергокапитал" предложила госкомпании ссуду на 8 млн грн. Это позволило бы ей возглавить комитет кредиторов. Но в 2010 году в руководство угольной отрасли пришли люди, близкие к Иванющенко. И проект Орлова быстро свернулся. "Стахановпромтранс" возглавила Марина Борисова - экс-директор Енакиевского коксохима и "Объединенной грузо-транспортной компании", входивших в орбиту влияния Иванющенко.
Неудивительно, что события вокруг "Стахановпромтранса" в последние годы развивались в интересах Иванющенко и Аврамова. В конце 2011 года суд ввел процедуру санации, а в ноябре 2012 года - утвердил план финансового оздоровления должника. Он незамысловат. Все активы предприятия предлагается передать в уставный капитал частной компании "Промтранс Компани" в обмен на 51%-ную долю. Второй основатель общества - фонд "Инновационные стратегии" из орбиты Иванющенко и Аврамова - взамен простит долги.
Благодаря контролю над "Стахановпромтрансом" можно подобраться к его клиентам - обогатительным фабрикам и угольным шахтам. Например, крупнейшей в регионе Стахановской обогатительной фабрике. В 2011 году ее выручка снизилась до 4 млн грн. В 2010-м она была в десять раз больше - 47 млн. Все дело в отсутствии контрактов с госшахтами, в том числе из-за ненадежной логистики. Теперь фабрика, контролируемая Андреем Орловым, - хороший объект для поглощения. А главный претендент - новый владелец "Стахановпромтранса".