Не секрет, что потребность "Укрзализныци" в обновлении локомотивного хозяйства значительная. На сегодня в парке тягового подвижного состава почти 1,63 тыс. электровозов и почти 2 тыс. тепловозов. Вместе с тем парк локомотивов "Укрзализныци" морально и физически устарел: износ электровозов составляет 94,4%, тепловозов - 98,3%.
Согласно Стратегии "Укрзализныци" на 2019-2023 гг., в планах до 2025 года закупить, модернизировать и отремонтировать почти 900 локомотивов, на что предусмотрено более 36 млрд грн. И вполне логично, чтобы эти средства работали, в том числе, и на развитие экономики Украины, а также на создание новых рабочих мест. Для этого, в том числе, и нужна локализация производства.
В планах до 2025 года закупить, модернизировать и отремонтировать почти 900 локомотивов, на что предусмотрено более 36 млрд грн.
Мировые производители электровозов предъявляют самые высокие требования по качеству, контролю качества, охране труда, экологии и точности всех производственных процессов. Поэтому локализация производства современного тягового подвижного состава является процессом непростым.
При соблюдении всех требований локализация производства современного тягового подвижного состава в Украине может достигать 35%, и даже 50%.
Но какая финальная цифра локализации - не вопрос к "Укрзализныце". Условия локализации, т.е. сколько процентов локализации будет предписано как минимум для отбора партнера, особенно оценка этой локализации и ее включение в критерии отбора, входит в компетенцию правительства Украины.
Но как может АО "Укрзализныця" сотрудничать с отечественным производителям, и что нужно сделать самим производителям?
Мировой опыт
Центральная и Восточная Европа имеет большой опыт успешного процесса синергии промышленных производителей с правительствами стран. Также такой масштабный проект локализации имел место быть, например, в Казахстане. Пример этой страны свидетельствует о том, что и Украина в долгосрочной перспективе может выйти на мировую арену производителей локомотивов.
Напомню, что в Казахстане было создано совместное предприятие (СП) - "Электровозосборочный завод" ("Электровоз курастыру зауыты", ЭКЗ), где 25% акций принадлежало мировому производителю - компании Alstom, а 50% - Казахстанской железной дороге (50%). В 2012 году "Электровозосборочный завод" подписал контракт на поставку 295 локомотивов.
Чем примечателен опыт Казахстана? Все просто: еще в 2016 году локализация производства на заводе "Электровозосборочный завод" в Казахстане составляла 28%, а уже в 2019 году она увеличилась до 50%. И это не предел.
Опыт Украины: локализация в 50%
Для начала стоит разобраться, что такое локализация производства тяги для Украины. Страна уже имеет опыт локализации тягового подвижного состава - это локализация производства тепловозов General Electric на мощностях Крюковского ВСЗ, где удалось достичь 10% локализации. Также имеется опыт производства электровозов ДС3 Днепровским электровозостроительным заводом совместно с Siemens, где локализация составляла 60%.
Необходимо сбалансировать три составляющие: политически востребованную высокую степень локализации, необходимое качество и цену локальной продукции.
Но что самое важное на сегодня? Необходимо сбалансировать три составляющие: политически востребованную высокую степень локализации, необходимое качество и цену локальной продукции. Как результат мы получим качество и цену финального продукта.
Электровозы ДС3 производились в Днепре совместно с Siemens. Фото - trainphoto.org.ua
Локализация должна быть проведена четко и с соблюдением всех норм и стандартов, а производитель тяги должен нести полную ответственность за продукт, в том числе и за украинские компоненты, ведь "Укрзализныця" заинтересована в качественном обновлении и эксплуатации подвижного состава.
Стоит сказать, что в Украине пока не разработана система калькуляции стоимости жизненного цикла, в результате чего в "Укрзалызнице" не зафиксированы финресурсы на необходимое техническое обслуживание и ремонты локомотивов.
Также следует понимать, что достижение высоких уровней локализации производства требует значительного уровня инвестиций. Например, по проекту General Electric сумма инвестиций составила порядка 5 млн долл. Если говорить о более глубокой локализации 25-50%, то мы уже говорим об инвестициях на уровне 45-100 млн долл. При этом следует понимать, что все расходы имеют влияние на стоимость продукта и его изделий.
Финальная сборка тепловозов ТЭ33АС на КВСЗ
Поэтому первоначально, для запуска процесса локализации, государство в лице Департамента промышленной политики Министерства экономики Украины должно составить методологию оценки стоимости локализации. После "Укрзализныця" может включить оценку стоимости локализации в свою методику оценки стоимости электровозов. Без этого невозможно будет оценить, что выгоднее для Украины: низкая цена с минимальной степенью локализации или, наоборот, локомотив с высокой степенью локализации, но с завышенной ценой.
План действий
Но как Украина может использовать мировой опыт и выйти на рынок производителей локомотивов? Первое, что стоит отметить, это какая продукция может быть поставлена на электровоз. Это могут быть:
- сварные конструкции;
- трансформаторы;
- электродвигатели и оборудование;
- зубчатые конструкции и системы;
- силовая электроника;
- оси и колесные пары;
- строительная техника;
- системы управления и радиотехника;
- системы безопасности движения;
- бортовые системы сигнализации и безопасности;
- системы освещения;
- противопожарные системы;
- датчики и электроника;
- связь;
- кабельная продукция и изделия;
- аккумуляторы и батареи;
- кондиционирование воздуха;
- монтажные и пусконаладочные работы.
При этом производители могут организовать локализацию при благоприятных условиях уже через 13 месяцев. Для этого украинские промышленники должны пройти несколько этапов.
Первый из них - соответствие основным квалификационным требованиям к местному изготовителю. Это значит, что местный производитель должен пройти сертификацию по всем необходимым международным стандартам.
Нелокальное производство электровозов для "Укрзализныци" начнется в конце 2020 года и займет от 9 до 18 месяцев.
Далее производитель проходит аудит повышенных требований.
Последний этап - разработка прототипа или производство первых опытных образцов и дальнейший запуск серийного производства.
По предварительным данным, нелокальное производство электровозов для "Укрзализныци" начнется в конце 2020 года и займет от 9 до 18 месяцев. Тогда же, после согласования технических вопросов с мировым производителем, украинские компании должны активизироваться в организации локального производства вышеуказанных составляющих локомотива.
В итоге, если все процедуры отбора пройдут без задержек, правительство установит Методологию оценки сравнения цены локализации в цене электровоза, а также, при наличии финансирования, уже в начале 2022 года Украина может получить локомотивы с минимальной 25%-ной локализацией производства в Украине. В перспективе в последующие пяти лет при условии создания СП вполне логичен выход на локализацию в 50%.
Как итог стоит отметить, что на сегодня украинским отечественным производителям для воплощения этих целей нужно не только усердно работать на повышении качества своей продукции, но также постоянно эффективно работать с профильными министерствами. "Укрзализныця" начала этот процесс, и мы готовы оказать помощь в целях поддержки отечественных производителей и развития экономики Украины.
Читайте также "Укрзализныця" запустила процесс отбора поставщика электровозов