В начале мая УЗ озвучила для обсуждения с бизнесом инициативу по закрытию и ограничению деятельности малоэффективных зерновых станций, что вызвало волну озабоченности у бизнеса. Фактически речь идет о 170 станциях, которые в среднем по году отгружают до 2-х вагонов в сутки. На площадке Логистического комитета Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) мы начали изучение данной инициативы, чтобы совместно с УЗ прийти к единому пониманию рисков и выгод от данного шага, и уже вчера мы имели первое детальное обсуждение инициативы с УЗ, которое далее будет продолжаться в рамках рабочей группы на базе ЕБА.

Если коротко, ключевые проблемы предложенного УЗ рейтинга следующие:

1) Перепутаны причинно-следственные связи. Низкие объемы отгрузок со станций в большинстве случаев не причина проблемы, а следствие дефицита тяги и вагонов. В список на закрытие попали элеваторы, способные грузить по 15-27 вагонов в сутки, однако подвижной состав под погрузку туда фактически не подавался, или подавался в минимальном количестве.

2) Отсутствие понимания инвестиционных планов компаний на местах. Только среди членов ЕВА есть компании, имеющие инвестиционные планы возле обозначенных станций и рассчитывающие на ж/д сообщение. Для УЗ - это потенциальный грузопоток, которого не будет в случае закрытия станций.

3) Отсутствие понимания мощностей хранения на местах. Это ключевая озабоченность Минагро, ведь выведение из логистической цепи поставок такого количества элеваторов приведет к пересмотру агрологистики в регионах, и при переключении на автомобильный транспорт - неминуемо приведет к росту стоимости логистики в целом и соответствующему снижению закупочных цен у фермеров.

По результатам вчерашней встречи, ЕБА и УЗ согласовали следующие шаги по поиску путей повышения эффективности зерновой ж/д логистики:

1) Анализ станций не по фактическим отгрузкам, а по заявкам к перевозке в период до сезона 2016/2017 года, когда данный показатель начал искусственно завышаться;

2) Сбор информации по ведущимся и планируемым инвестициям на элеваторах, действительно имеющих низкую интенсивность погрузки и малые объемы отгрузок;

3) Анализ и разработка графика сборных маршрутов, когда маршрутная отправка формируется из вагонов различных грузоотправителей по определенному оглашенному расписанию, который бы служил ориентиром для рынка касательно возможностей вывоза зерна.

В целом, в условиях растущего экспорта зерна, мы должны приложить все усилия для сохранения и развития инфраструктуры, в том числе посредством запуска частной тяги на особо проблемных участках, формирования стимулирующей тарифной системы, упрощения согласовательных процедур при осуществлении инвестиций на ж/д станциях, что будет способствовать росту грузопотока и повышению операционной эффективности УЗ.