«… а еще у нас запрещено ругаться – даже есть соответствующий пункт в трудовом контракте. Где-то в 70-ых поняли, что этого больше не нужно для ускорения погрузки…» пятидесятилетний сотрудник порта Роттердам широко улыбается и заговорщицки подмигивает – как будто только что сдал главный секрет успеха крупнейшего порта Европы. А может так оно и есть: вовремя избавляться от наносного, фокусируясь на ключевых преимуществах – это и есть то самое правило, которого тщательно придерживаются в Роттердаме на протяжении более чем шести столетий. Благодаря приглашению Мирового банка, имел возможность лично оценить эти преимущества «в близком приближении» в порту Роттердама.

Хороший порт начинается с базовой инфраструктуры: местоположения, акватории и глубин. Единственное, чего нам здесь по-настоящему не хватает – это земли, сокрушаются в Роттердаме – все остальное можно завезти или одолжить. Глядя, на новые современные производства в промышленных кластерах порта, огромные ветряки электрогенераторов, полностью автоматизированные контейнерные терминалы с погрузчиками без водителей и полностью автоматизированными складами в это верится с трудом, но факт остается фактом. Именно удачное местоположение и удобная гавань позволили Роттердаму удерживать статус основных морских ворот Европы, а глубина в более чем 19 м. сегодня формирует ключевое преимущество над основными конкурентами из Бельгии и Германии: крупным современным контейнеровозам, обслуживающими линии из Китая в Европу там попросту негде развернуться.  Впрочем, и с проблемой нехватки земли в Роттердаме научились бороться:  новая портовая территория Маасвлакте2 – это 2000 гектаров намывных земель с которым порт связывает свои основные планы развития. Так что завезти можно не только новые машины и оборудование, но и тысячи гектаров новых площадей.

Горизонт планирования – не менее 5-10 лет.  При личном общении создается впечатление, что здесь не мыслят временными рамками менее пятилетки. «А как по-другому? – искренне недоумевают в Роттердаме – если периоды окупаемости основного оборудования – кранов, погрузчиков и т.п. – зачастую превышают 10 лет? Если клиент хочет получать качественный сервис, он должен это учитывать и строить отношения на долгосрочной основе» – вот основная логика Роттердама. Сегодня они уже в 2030 году – к этому времени Роттердам должен стать ведущим интерконтинентальным хабом на планете. «Прямо в будущее. Стартуем сегодня» говорят они себе и своим клиентам. Не верите? зайдите на www.portcompass2030.com Убедитесь сами.

«Местечковый подход»=глобальные преимущества. Здание городского совета Роттердама – одно из немногих уцелевших после разрушительной бомбежки города в 1944  году – выглядит нетипично для демократичной Голландии. Здесь много белого мрамора, дорогих картин, витражей и даже позолота кое-где имеется. Складывается впечатление – что сами сотрудники даже стесняются всего этого великолепия: но такая помпа здесь оправдана. «Мы – одновременно посредник и основной лоббист между портом и центральной властью» скромно обозначают свою роль в муниципалитете. Местная власть согласовывает все значимые для порта проекты: от земельных вопросов до строительства новых терминалов. Если нужно – «пробивает» нужные решения на центральном уровне. Ведь для бизнеса министерства всегда медлительны и их нужно постоянно подталкивать – правило работает и в Голландии, где министры ездят на работу на велосипеде и запросто могут пойти на кофе с рядовым сотрудником, чтобы обсудить перспективную идею.

PS «Мы зарабатываем, чтобы другим городам было что тратить» -- говорят в Роттердаме. Здесь производится 3% ВВП страны, и для таких заявлений, безусловно, есть основания. Но говорят спокойно и без вызова, как и подобает уверенным людям, знающим себе цену… и тут же добавляют, что лучшие тюльпаны – в Лисе (надо себе погуглить, где это), а сыр – в Едаме. Отчего вдруг такая комбинация? – ведь меньше всего суровые портовики похожи на фанатов цветов и гастрономии. А говорят так от того, что на этом фоне их порт выглядит особенно выигрышно.

За шесть с лишним столетий они это отчетливо поняли.