Недавно Украину включили в Европейскую транспортную сеть TEN-T. Среди разных проектов, которые реализуются в ее рамках, отдельное внимание уделяется внутренним водным путям нашей страны. Мы уверенно евроинтегрируемся и становимся важной частью цивилизованного мира. Но при таких существенных достижениях все еще упускаем из виду некоторые базовые и крайне важные для отрасли моменты. И зачастую даже не можем реально ответить на вопрос, сколько и каких грузов проходит через наши реки. 

Gallery_-(12)

"Речную" статистику в Украине формируют сразу несколько государственных инстанций. Например, подсчетами грузовых перевозок по всем водным транспортным артериям занимается Государственная служба статистики. Согласно ее информации, объем грузоперевозок в прошлом году составил порядка 3,7 млн тонн. Такой же арифметикой занимаются и в Администрации морских портов Украины. Подсчеты ведут в УкрРИС - структурном подразделении филиала "Дельта-лоцман" Администрации морпортов. Правда, ее специалисты сосредоточены исключительно на подсчете объемов перевозок по Днепру. Так вот, они утверждают, что в том же 2018 году по главной речной артерии страны прошло 9,91 млн тонн.

Разница, как видим, очень существенная. Наша Ассоциация попробовала самостоятельно подсчитать объемы грузоперевозок по украинским рекам. При этом ориентировалась на данные из открытых источников. И в результате мы получили цифру в 16,5 млн тонн. То есть, статистические расхождения еще усилились. 

Более объективную картину относительно объемов грузов, с которыми работает речная отрасль, должна была бы показать статистика об их перевалке в речных терминалах. Таковых на украинских реках сейчас функционирует более 110. Они являются своеобразными воротами, через которые проходят грузы, и могут четко проконтролировать их количество, номенклатуру и другие показатели.  Но парадокс состоит в том, что сегодня в Украине "перевалочная" статистика полностью отсутствует. 

Более объективную картину относительно объемов грузов, с которыми работает речная отрасль, должна была бы показать статистика об их перевалке в речных терминалах. Таковых на украинских реках сейчас функционирует более 110.

Так было не всегда. До середины 2015 года подсчеты грузоперевалки в речных терминалах осуществлял Госстат. И хотя цифры по перегрузке, как и по перевозке, вызывали сомнения, система их подачи была достаточно разноплановой. Государственный орган готовил объемные отчеты, которые в деталях оценивали различные показатели. Статистика фиксировала общие объемы перевалки грузов, которые доставляли украинский и иностранный флот. Она давала представление о том, сколько переваливалось экспортных грузов, импортных, транзитных и внутреннего сообщения. Статистика демонстрировала то, как эти показатели менялись по сравнению с предыдущими периодами, возрастали они или наоборот - сокращались. 

Благодаря статистике можно было изучить и номенклатуру грузов. К примеру, сколько обрабатывали сыпучих, наливных, тарно-штучных грузов, сколько обрабатывалось грузов в контейнерах, на паромах. Более того, можно было получать информацию об объемах перевалки по регионам.

Однако вот уже несколько лет такая информация больше не собирается. Некоторые специалисты говорят, что это не случайно, поскольку она может задевать коммерческие секреты компаний, задействованных в работе на реке. Хотя, скорее всего, это не совсем соответствует действительности. 

Кстати сказать, в Европе, где тоже с большим уважением относятся к коммерческой тайне, статистика речных перевалок, тем не менее, ведется очень тщательно и публикуется открыто. Ею могут воспользоваться и предприятия отрасли, и их заказчики, и потенциальные инвесторы. 

Отсутствие данных по перевалке грузов в украинских речных терминалах порождает целый комплекс проблем. Во-первых, отрасль имеет недостаточно полное понимание того, с какими грузами ей приходится работать. А значит, ей трудно оценивать свои перспективы, строить планы и просчитывать возможности их реализации. Это, в свою очередь, может сбивать с толку и западных партнеров в рамках той же транспортной сети TEN-T, которые не привыкли работать в таких условиях. Их неуверенность относительно сотрудничества с украинскими компаниями может сдержать приход инвестиций в отрасль. 

900_suda_0712

Есть и еще один негативный момент искаженной статистики: отсутствие точных данных способствует развитию теневого бизнеса на реке. Наиболее ярким примером здесь является нелегальная добыча песка.

По официальным данным, в 2018 году в Украине его было добыто 10,3 млн тонн. Эта цифра включает в себя результаты на реке и в карьерах. В то же время эксперты склонны считать, что еще порядка 15 млн тонн добывается в тени. При этом около 10 млн тонн из них - именно на реке. Стоимость неучтенного речного песка оценивают примерно в 1 млрд грн в год. 

Объемы теневой добычи речного песка в Киевской области оценивают в 5-7 млн тонн. Предположительно, они могут стоить 675 млн грн. И это только прямые убытки государства от незаконного использования недр. 

Одновременно нелегальная добыча песка существенно снижает налоговые выплаты, и от этого страдают не только государственный, но и местные бюджеты. Теневые "разработчики", в частности, не платят рентную плату, НДС, налог на прибыль, единый социальный взнос. Они также "обходятся" без оплаты аренды земли и затрат на выполнение природоохранных мероприятий, в том числе не компенсируют ущерб рыбному хозяйству. 

Убытки от нечестной конкуренции по добыче песка получают и те субъекты хозяйствования, которые работают по лицензиям. Зачастую лишние дноуглубления также разрушают экосистему водоемов. Но, к сожалению, деятельность "черных" копателей пока не удается остановить. Поэтому мнения о возможном их "крышевании" со стороны определенных нелюстрированных представителей власти и правоохранительных органов выглядят вполне правдоподобно. 

Если бы в Украине велся учет и контроль по перевалке грузов в речных терминалах, то всегда можно было бы пресечь такую деятельность.

Недавно наша Ассоциация на своей странице в Facebook провела опрос о том, нужна ли отрасли "перевалочная" статистика. Подавляющее большинство его участников однозначно высказались в пользу таких подсчетов. Мы солидарны с мнением этого большинства. Более того, по нашему мнению, необходимо публиковать статистику перевалки, которую осуществляют в каждом отдельном речном терминале. Нужно показывать номенклатуру, объемы грузов и динамику их перевалки.

Подобным образом, к примеру, действуют в Германии. Здесь на сайте Федерального статистического управления страны дают обширную и подробную информацию о работе отрасли. В своей "речной" статистике они показывают и объемы перевозок, и объемы перевалки с номенклатурой грузов, и контейнерные перевозки. Все эти данные находятся в открытом доступе. 

Использование такой практики поможет Украине сделать существенный шаг в сторону легализации речного бизнеса и поспособствует его дальнейшему развитию.