В этом году навигационный сезон на Днепре стартовал 3 марта (кроме Киевского шлюза, который откроется 17 марта), на месяц раньше чем в предыдущие годы. Динамика последних лет и заявленные планы украинских агрохолдингов позволяют предположить, что навигация 2015 года станет успешней предыдущих лет (в 2014г перевозки по Днепру составили 4,33 млн.т, что на 22% больше чем в 2013г). Обеспечить прирост способны, главным образом, зерновые грузы и металлопродукция, перевозки которых в 2014г суммарно составили 65% грузопотка.

Однако остается ряд нерешенных проблем, которые снижают эффективность использования реки:

устаревшая инфраструктура и навигационное оборудование: самый новый шлюз был построен еще в начале 80х гг прошлого века, а все остальные были построены в период с 1958 по 1972 года. При этом капитальный ремонт проводился только на Днепродзержинском шлюзе в 2009-2010г. В целом, изношенность всех гидротехнических сооружений составляет больше 60%. Используемое навигационное оборудование на Днепре практически выработало свой ресурс, выбывающее оборудование заменяется не в полной мере. В частности, речные судоходные пути Украины со знаками судоходства, осветительными и светоотражающими знаками с 1990 по 2011 год сократились на 70%.

дноуглубление: проблемными остаются лимитирующие участки в районе Канева и Днепродзержинска, где существующие глубины ограничивают осадку до 3м, что не позволяет перевозить более 3 тыс.т одной судовой партией.

дефицит перевалочных мощностей: на Днепре находится  более 20 зерновых терминалов и 9 речных портов. Функционирующими являются только 10 зерновых терминалов. Речные порты устарели, оборудование не соответствует современным требованиям к грузоподъемности и эффективности обработки грузов, что ведет к значительному сокращению реальных перевалочных мощностей портов.

дефицит речного флота: существующий флот для перевозок зерновых грузов насчитывает не более 50 барж, почти 2/3 из них принадлежат компании «Нибулон» и используются для кэптивных перевозок. Флот «Укрречфлота» максимально  используется под металлургические грузы (в 2014г суда «Укрречфлота» перевезли 1,49 млн.т черных металлов).

отсутствие закона, который бы регламентировал работу речной отрасли.

Решение вышеуказанных проблем требует времени и финансовых ресурсов, хотя некоторые позитивные изменения стоит ожидать уже в 2015 году.

cargo_2014

Так, вопрос дноуглубления на проблемных участках прорабатывается Министерством инфраструктуры, и первые наработки ожидаются уже в середине марта. Выполнение дноуглубительных работ готовы частично профинансировать отечественные агрохолдинги.

В 2015 году «Нибулон» планирует ввести зерновой перевалочный терминал в с. Беленькое (Запорожская область), годовой мощностью 450 тыс.т зерна.

Речной флот расширится за счет строительства компанией «Нибулон» трех несамоходных судов проекта NBL-91, первые баржи планируется ввести в эксплуатацию уже летом 2015г. Всего в рамках данного проекта компания построит 12 барж. «Гермес-Трейдинг» озвучил планы о возможности создания собственного речного флота.

В этом году следует ожидать изменений и в законодательном регулировании речного транспорта. Мининфраструктуры озвучило планы по созданию Администрации внутренних водных путей, разработку закона о речном транспорте. Принятие закона позволить регламентировать деятельность и  создать единые правила игры для всех участников рынка, систематизировать формирование тарифов на перевозки, что даст дополнительный толчок к развитию отрасли.

Реформа речной отрасли может стать одной из самых показательных в грядущей реформе транспортного сектора Украины.