В этом году навигационный сезон на Днепре стартовал 3 марта (кроме Киевского шлюза, который откроется 17 марта), на месяц раньше чем в предыдущие годы. Динамика последних лет и заявленные планы украинских агрохолдингов позволяют предположить, что навигация 2015 года станет успешней предыдущих лет (в 2014г перевозки по Днепру составили 4,33 млн.т, что на 22% больше чем в 2013г). Обеспечить прирост способны, главным образом, зерновые грузы и металлопродукция, перевозки которых в 2014г суммарно составили 65% грузопотка.
Однако остается ряд нерешенных проблем, которые снижают эффективность использования реки:
- устаревшая инфраструктура и навигационное оборудование: самый новый шлюз был построен еще в начале 80х гг прошлого века, а все остальные были построены в период с 1958 по 1972 года. При этом капитальный ремонт проводился только на Днепродзержинском шлюзе в 2009-2010г. В целом, изношенность всех гидротехнических сооружений составляет больше 60%. Используемое навигационное оборудование на Днепре практически выработало свой ресурс, выбывающее оборудование заменяется не в полной мере. В частности, речные судоходные пути Украины со знаками судоходства, осветительными и светоотражающими знаками с 1990 по 2011 год сократились на 70%.
- дноуглубление: проблемными остаются лимитирующие участки в районе Канева и Днепродзержинска, где существующие глубины ограничивают осадку до 3м, что не позволяет перевозить более 3 тыс.т одной судовой партией.
- дефицит перевалочных мощностей: на Днепре находится более 20 зерновых терминалов и 9 речных портов. Функционирующими являются только 10 зерновых терминалов. Речные порты устарели, оборудование не соответствует современным требованиям к грузоподъемности и эффективности обработки грузов, что ведет к значительному сокращению реальных перевалочных мощностей портов.
- дефицит речного флота: существующий флот для перевозок зерновых грузов насчитывает не более 50 барж, почти 2/3 из них принадлежат компании «Нибулон» и используются для кэптивных перевозок. Флот «Укрречфлота» максимально используется под металлургические грузы (в 2014г суда «Укрречфлота» перевезли 1,49 млн.т черных металлов).
- отсутствие закона, который бы регламентировал работу речной отрасли.
Решение вышеуказанных проблем требует времени и финансовых ресурсов, хотя некоторые позитивные изменения стоит ожидать уже в 2015 году.
Так, вопрос дноуглубления на проблемных участках прорабатывается Министерством инфраструктуры, и первые наработки ожидаются уже в середине марта. Выполнение дноуглубительных работ готовы частично профинансировать отечественные агрохолдинги.
В 2015 году «Нибулон» планирует ввести зерновой перевалочный терминал в с. Беленькое (Запорожская область), годовой мощностью 450 тыс.т зерна.
Речной флот расширится за счет строительства компанией «Нибулон» трех несамоходных судов проекта NBL-91, первые баржи планируется ввести в эксплуатацию уже летом 2015г. Всего в рамках данного проекта компания построит 12 барж. «Гермес-Трейдинг» озвучил планы о возможности создания собственного речного флота.
В этом году следует ожидать изменений и в законодательном регулировании речного транспорта. Мининфраструктуры озвучило планы по созданию Администрации внутренних водных путей, разработку закона о речном транспорте. Принятие закона позволить регламентировать деятельность и создать единые правила игры для всех участников рынка, систематизировать формирование тарифов на перевозки, что даст дополнительный толчок к развитию отрасли.
Реформа речной отрасли может стать одной из самых показательных в грядущей реформе транспортного сектора Украины.