На финансирование работ по обеспечению безопасности судоходства и дноуглубление на внутренних водных путях проект госбюджета на 2017 год предусматривает 39 млн грн. Этих денег хватит только на выплату зарплаты сотрудникам ГП "Укрводшлях". Поправка к бюджету об увеличении суммы хотя бы до 100 млн грн для обеспечения проведения дноуглубительных работ (при реальных потребностях в 140-150 млн грн) пока не находит поддержки в Министерстве финансов.

Отсутствие законодательной базы за 25 лет сделало реку дорогой, а отсутствие флота и конкурентной среды привели речную инфраструктуру в упадок. Перевозки грузов сократились с 60 млн тонн до 5 млн тонн. При отсутствии работ по поддержанию паспортных глубин в 2017 году отдельные участки Днепра и Южного Буга могут стать непроходными для грузовых и пассажирских судов.  

Еще больше вызовов брошено морской отрасли. Администрация морских портов Украины, которая на старте реформы стала главным органом по обеспечению безопасности, оказалась неповоротливым забюрократизированным монстром. На неэффективную работу АМПУ повлияла неграмотная кадровая политика. К руководству Администрации пришли, к сожалению, непрофессиональные люди.

Как следствие, уже не выполняются работы по эксплуатационному дноуглублению и, соответственно, по капитальному дноуглублению. Яркий пример - Белгород-Днестровский порт, Николаевский порт, дунайские порты. Еще одним следствием непрофессионализма стало появление АМПУ в качестве фигуранта множества коррупционных скандалов.

Отдельно надо сказать о невыполнении АМПУ своих функций в рамках международных обязательств Украины.

К сожалению, пока на уровне обсуждения остается вопрос о портовых сборах. Два года мы только и говорим о разработке новой методики формирования портовых сборов. Тем временем, украинские порты стали самыми дорогими в черноморском бассейне и, как результат, мы видим катастрофическое падение грузопотоков, в том числе, транзитных. Грузы идут в более дешевые порты Румынии, Болгарии или России. По информации АМПУ, только за первую половину 2016 года грузопоток снизился на 11,4%, по сравнению с первым полугодием прошлого года, до 63,2 млн т.

В 2017 году ситуация в морской отрасли может еще больше осложниться: проект закона о государственном бюджете предполагает увеличение размера административного портового сбора в 9 раз и 75% отчисление прибыли АМПУ в госбюджет. При таком подходе стратегические государственные предприятия останутся без средств на капитальные инвестиции, на развитие. Фактически, это будет означать остановку развития отрасли!

Проблему финансирования отрасли частично может решить имплементация ст.27 закона "О морских портах Украины", которая предусматривает механизм компенсации частных инвестиций в стратегическую инфраструктуру. Но, к сожалению, на сегодняшний день механизм реализации этой нормы закона не разработан.

Я назвал только видимую часть острых проблем морской и речной отрасли Украины. И, конечно же, решить их одними постановлениями Кабинета министров не удастся. Решение определенных задач лежит в законодательной сфере. Мною подготовлен и внесен в парламент проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования градостроительной деятельности в границах акваторий морских портов, в зоне действия навигационного оборудования и морских путей" (регистрационный номер 5431). Этим документом прописана процедура строительства на землях водного фонда, что сегодня запрещено. Законопроект уже получил условное название "сингапурский", поскольку открывает путь к строительству новых причалов на гидротехнических сооружениях на землях водного фонда.

Реформа морской отрасли должна продолжиться с реформирования Администрации морских портов Украины. Функции надзора и административные функции должны быть переданы Морской администрации Украины. АМПУ должна остаться только одна функция – обеспечения безопасности. Каждый филиал АМПУ должен стать самостоятельным юридическим лицом со своим бюджетом развития и статусом Свободного порта: Свободный Порт Николаев, Одесса, Южный… 50% акций портов должны быть переданы местным громадам. Это должно мотивировать местное самоуправление и громады участвовать в развитии портов, как это работает в странах Балтии.

Порты должны конкурировать между собой. И должны действовать единые правила, методика формирования тарифов, которые установит Национальная комиссия регулирования на транспорте.

Первым шагом в решении проблем речной отрасли, на мой взгляд, должно стать принятие 6-9 декабря пакета законопроектов, посвященных решению проблем речной отрасли (базовый законопроект 2475а "О внутреннем водном транспорте", №2712, 2713, 2476а). Вступление в силу этих документов сделает реку дешевой и конкурентной за счет отмены большинства платежей и сборов, ликвидации коррупционных составляющих в процедуре допуска судов под иностранным флагом на внутренние водные пути Украины. 

Речной сбор, которым предлагается заменить все существующие платежи и сборы, снимет проблемы с финансирование работ по дноуглублению и обеспечению безопасности. Закон предполагает, что платеж судовладельцев будет в 2 раза меньшим, чем сумма всех существующих платежей. А конкурентная среда обеспечит удешевление перевозок и развитие речной инфраструктуры.

Я назвал только часть проблем, которые сегодня стоят на повестке дня комитета по вопросам транспорта Верховной Рады и требуют безотлагательного решения. Для этого необходима консолидация усилий участников рынка, Министерства инфраструктуры, народных депутатов и органов местного самоуправления.

Хочу отметить, что в решении перечисленных проблем Министерство инфраструктуры, глава МИУ Владимир Омельян всегда были нашими конструктивными партнерами. Надеюсь, такую же поддержку мы найдем у всех, кто заинтересован в развитии морской и речной отрасли Украины.