В одной из прежних публикаций на портале ЦТС эксперт по судоходству ОЭСР Олаф Мерк затронул интересную тему: Европейская счетная палата провела аудит 37 инвестиционных проектов в портах, реализованных при финансовой поддержке ЕС. В своем отчете Европейская счетная палата пришла к выводу, что инвестиции в портовую инфраструктуру в Евросоюзе осуществляются неэффективно. В качестве одной из причин неэффективного распределения средств Счетная палата называет отсутствие у Еврокомиссии актуальной и достаточно подробной информации о существующих портовых мощностях, их текущей загрузке и реальной потребности в новых мощностях. Мониторинг портов в масштабах ЕС не проводится. Другими словами, в Европе избыток контейнерных мощностей.

Украина сегодня тоже в зоне внимания глобальных операторов контейнерного бизнеса. Недавний визит DP World и Hutchison Ports – прямое тому подтверждение. Это хороший знак, но возникает вопрос: как обстоит ситуация с загрузкой мощностей в украинских портах?

После двухлетнего падения в 2014 и 2015 гг, за 9м2016г перевалка контейнеров в украинских портах, по данным АМПУ, выросла на 31%. Остается надеяться, что тренд является устойчивым, и по итогам года рост окажется не меньшим, чем сейчас. Контейнеры – один из немногих видов груза, перевалка которого в 2016г демонстрировала стабильный рост по сравнению с предыдущим годом.

Однако, в основном, это рост за счет низкой базы – если взглянуть на абсолютные показатели, то картина для контейнерных терминалов в Украине оказывается далекой от радужной. В начале 2000-х, когда казалось, что за контейнерными грузами будущее, в Украине начали активно строиться специализированные терминалы. Однако время шло, вводились новые мощности, а объем контейнеров в украинских портах, если и рос, то темпами, недостаточными для загрузки вводимых мощностей. Пик перевалки был достигнут в 2008 году, когда в Украине было перевалено 1,2 млн. TEU. Это был самый высокий показатель среди стран Черного моря. Но при этом, мощности контейнерных терминалов на тот момент превышали 2,5 млн т, а загружены были менее, чем на половину.

В 2016г мощности контейнерных терминалов составляют 3,1 млн т, а текущая загрузка - 22%, что является крайне низким показателем.

1контейнер

Что же из себя представляют контейнерные терминалы в украинских портах и как собственники борются за грузопоток?

ГПК Украина – украинская дочка немецкой HHLA, оператора контейнерного терминала в порту Гамбург. Сейчас ГПК принадлежит контейнерный терминал мощностью 550 тыс. TEU, а после завершения строительства второй очереди мощности терминала вырастут на 600 тыс. TEU и составят 1150 тыс. TEU. Компания осуществляет деятельность в Одесском МП и занимается исключительно перевалкой контейнеров.

Терминал Бруклин-Киев-Порт – находится в Одесском МП, проектная мощность 220 тыс.TEU в год. Принадлежит украинской компании ООО "Бруклин-Киев", которая ведет деятельность в Одесском порту и кроме контейнеров занимается перевалкой ряда других грузов, в частности, черных металлов и зерновых. Контейнерный терминал используется по назначению... но вынужден искать нестандартные варианты работы с альтернативным грузопотоком. Например, около года назад была презентована специализированная система перевалки зерна с использованием контейнеров для перевалки зерна на балкерные суда. Специально модифицированные контейнеры в данном случае используются исключительно как аналоги ковшей для перегрузки зерна с автомобиля на судно.   

ТИС-Контейнер – расположенный в МП Южный контейнерный терминал, мощностью 750 тыс. TEU. Терминал принадлежит украинской компании "Трансинвестсервис". Помимо контейнерного, компания владеет терминалами по перевалке угля, ЖРС, минудобрений. Для увеличения загрузки на контейнерном терминале переваливаются импортный уголь, экспортное зерно, черные металлы и щепы. Также один из причалов контейнерного терминала используется для погрузки растительного масла с терминалов Risoil и Allseeds.

Черноморский МТП – мощность принадлежащего порту контейнерного терминала составляет 1150 тыс. TEU. Терминал расположен на самом глубоководном причале порта (проходная осадка 14м). Фактор глубины, и низкая загрузка мощностей привели к тому, что терминал используется для перевалки угля и руды.

Черноморский морской рыбный порт – мощность терминала составляет 300 тыс. TEU в год. Терминал, как и весь порт, входит в группу "Приват".

Мариупольский МТП – в порту существует государственный контейнерный терминал мощностью 100 тыс. TEU. В настоящее время терминал не осуществляет деятельность.

Как видим, собственники терминалов применяют различный подход к загрузке простаивающих мощностей, некоторым это удается более успешно, чем другим. По факту, только одесские терминалы работают как контейнерные, исходя из структуры грузопотока, остальные – переключились на альтернативные грузы, а контейнеры перешли в категорию факультативных. Именно эти терминалы в первую очередь нуждаются в привлечении контейнерного грузопотока.

Пока же, несмотря на оживление рынка в 2016г, загрузка контейнерных терминалов остается низкой налицо избыток мощностей. Можно сказать, что Украине удалось самостоятельно, только за счет частных инвестиций добиться того же эффекта, что и ЕС с их центральным финансированием портовых проектов. Однако это тот случай, когда гордиться тем, что мы, "как ЕС", не стоит. Этот опыт стоит учесть при строительстве новых мощностей в портах. Иначе вердикт европейского эксперта "слишком мало грузов для слишком большого количества портов" будет звучать и как диагноз для отечественного портового бизнеса.