Сегодня в мире работают 1303 авиакомпании, в авиационной отрасли непосредственно задействовано больше 10 миллионов человек [*Источник. Прогноз развития глобального авиарынка Boeing Pilot & Technician Outlook]. Сочетание роста численности авиационного флота в мире, дальнейшее увеличение объемов пассажирских и грузовых перевозок стают причиной роста мирового спроса на авиационных специалистов.

Лавинообразное развитие отрасли авиаперевозок выносит на повестку дня новые вызовы – рост спроса на квалифицированный авиационный персонал. Согласно прогнозу Boeing, в следующие 20 лет мировая авиация будет испытывать острую нехватку персонала. Будут нужны около 790 000 новых пилотов, 754 000 специалистов по техническому обслуживанию самолетов и 890 000 новых членов экипажа. И это цифры только по потребностям в авиакомпаниях, если сюда добавить еще наземных специалистов в аэропортах и компаниях, связанных с предоставлением авиационных услуг, то можно ожидать общую потребность в персонале на уровне 10-15 млн новых специалистов. В такой ситуации "дешевые" рынки труда будут истощаться в пользу более развитых экономик, где людям смогут предложить лучшие условия. Украина постепенно становится одним из таких рынков.

Этот новый вызов требует системного решения и взвешенного подхода на уровне государства. Сегодня кадровым вопросом в достаточной мере профильное министерство не занимается, поэтому нет стратегии долгосрочного решения возрастающей проблемы. А ведь в условиях динамично развивающейся отрасли воздушных перевозок, наше будущее место на мировом авиационном рынке напрямую зависит от кадровой политики.

К примеру, в сфере авиационного образования нет программ доступного (льготного) кредитования обучения, при этом будущий пилот должен самостоятельно оплатить 30-40 тыс. долларов за свое обучение. Таким образом, путь в профессию экономически закрыт для самых мотивированных, а обучиться могут только дети из обеспеченных семей. В то же время предложение на рынке образования не соответствует спросу на рынке труда, молодым людям предлагают модные, но не востребованные специальности с дорогими контрактами на обучение - менеджеры, экономисты и юристы. Ситуация может измениться в лучшую сторону, если государство будет отслеживать конъюнктуру рынка труда, определится с перечнем необходимых специальностей, от которых зависит развитие экономики, и будет приоритетно вкладывать целевые средства в их образование. 

Что мы видим сегодня в сфере высшего образования в авиации? Оно "оторвано" от практики, диплом стал формальным требованием, студенты выбирают учебное заведение по критериям, "куда поступлю", "ближе к дому" и профессию, "чтобы проще было учиться". Рынок образования не дает нам готовых специалистов, предприятие вынуждено вкладывать средства и доучивать персонал самостоятельно. В такой ситуации нам неважно кого переучивать: экономиста или юриста.

0

В авиации на первом месте – безопасность, мы не можем доверить вчерашнему студенту технологические процессы без стажировки, поскольку его знания абсолютно теоретичны. Сертификаты для допуска к работе человек получает уже трудоустроенным на предприятии, диплом авиационного вуза не гарантирует профильное трудоустройство. Соискателя с дипломом мы воспринимаем как человека, способного обучаться и быстро приобрести необходимые для работы навыки. Парадокс, после того как мы вложили трудовые ресурсы в обучение нового сотрудника, он не имеет перед нами никаких обязательств, и при желании через полгода может уйти на рынок труда уже в качестве готового специалиста. Наши возможности удерживать сотрудников ограничены КЗоТом.

Большой проблемой кадрового голода, как уже было сказано ранее, является то, что люди переезжают в другие страны на работу. В данном вопросе все реже причиной становится размер заработной платы. Доход редко перекрывает сопутствующие затраты. Если человек зарабатывает в Кракове условно 2000 евро, то за эти деньги не получит тех услуг и товаров, которые может себе позволить в Киеве. Уезжают чаще за средой, туда, где чувствуют себя безопасно, где можно реализовать себя, за равными и понятными правилами в бизнесе, за социальными лифтами. Для многих высококвалифицированных сотрудников работа в Украине – стартовая площадка для наработки опыта, который обеспечит выезд за границу.

Бытует миф, что за границей лучше, но молодым людям часто просто не откуда узнать о негативном опыте жизни и работы там. Не учитывают, что для интеграции в другое общество нужно будет потратить уйму усилий, которые могут обеспечить успешную карьеру в Украине. Согласно стереотипу, возвращаются в Украину только неудачники. На самом же деле, для экономики очень важны люди с измененным менталитетом, готовые привезти капитал и опыт назад, открыть в Украине бизнес и вести его по новым правилам. Но для этого нужны условия – благоприятная налоговая политика, конкурентный рынок с прозрачными условиями.

Если государство не научится снижать мотивацию для выезда, то будет вынуждено искать замену на внешних рынках. По моему мнению, уже сегодня необходимо обсуждать компенсационные рынки кадров для Украины. Ведь для того чтобы создать условия для "правильных" трудовых эмигрантов, нужно определиться, кто наша целевая аудитория? Какая страна займет эту нишу? В случае стихийной эмиграции, это будет не та страна, которую мы захотим, вместо интеллектуальной интеграции и ассимиляции получится конфликт, эмигранты уйдут в теневую зону экономики.

Позитивным примером грамотной миграционной политики для нас может быть Польша, к 2030 году из возможных 20 миллионов вакансий в польской экономике сами поляки смогут занять только 16 млн – на большее не хватит трудоспособного населения. Поэтому была поставлена цель – вывести въездные миграционные потоки на уровень не менее 1,5 миллиона человек, привлечь более квалифицированных работников, молодых, тех, кто в перспективе может осесть в стране. Они изменили подход к выдаче рабочих виз, упрощенный режим работает для 5 государств (Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, РФ), в этом выборе вся суть управления трудовой миграцией.

Сегодня мы стараемся собственными силами обеспечить аэропорт "Борисполь" необходимыми кадрами и квалификацией. Ведь на рынке нет готовых специалистов ни по авиабезопасности, ни по наземному обслуживанию. Требуется практическое обучение на предприятии. По этой причине мы развиваем собственный учебный центр и программы внутреннего корпоративного обучения. Учебным центром руководит молодой специалист, закончивший НАУ. За время работы в аэропорту он хорошо зарекомендовал себя и получил от руководителей кредит доверия на подготовку специалистов под нашу авиационную специфику. В условиях нашей страны такой социальный лифт скорее исключение из правил.

Систему обучения строим как в лучших мировых учебных центрах, с акцентом на практических занятиях – 70% программы. В будущем откроем также автошколу, где можно будет учиться с "нуля" общим водительским навыкам и одновременно получать специальные допуски для работы в аэропорту.

С июня 2018 года сотрудники сервисных служб "Борисполя" изучают английский язык, прямо в аэропорту, в рабочее время, за счет предприятия. Мы ставим высокую планку – язык должны знать сотрудники всех служб.

"Спасение утопающих — дело рук самих утопающих", мы в "Борисполе" не ждем решений от государства, а выстраиваем собственную кадровую политику. Тем не менее, мы не можем самостоятельно решить вопрос нехватки кадров, которая уже сегодня в производственном блоке достигла 12%, и ситуация усугубляется. Поэтому на вызовы, которые перед нами ставит новый виток развития авиации, проще будет ответить сообща, мы готовы делиться опытом и выстраивать с профильными учебными заведениями долгосрочные отношения на базе наших практических центров подготовки специалистов.