За две недели посещения портов, фермерских хозяйств, общения с консультантами и бизнесменами из Германии и Франции в рамках проекта L.A.B. обратил на себя внимание один примечательный момент, прослеживающийся в ходе всей нашей агро-логистической "экспедиции" - развитию бизнеса и долгосрочным инвестициям в инфраструктуру способствуют единые и понятные для всех участников рынка "правила игры".
Ничего нового в таком подходе, по большому счету, нет. Хочется лишь описать, как это работает, на конкретных примерах.
Во Франции мы посетили штаб-квартиру транснациональной корпорации Soufflet в небольшом городке Ножан-сюр-Сен. Заодно, наведались на одно из фермерских хозяйств в округе, тесно сотрудничающем с компанией. И фермер, и СЕО Soufflet Nеgoce Жан-Франсуа Лепи с гордостью говорили о традициях, сложившихся между двумя предприятиями. Корпорация заинтересована в поставках качественной продукции (в данном случае солодового ячменя), в прогнозируемости поставок. В интересах фермера – иметь стабильную, надежную точку сбыта продукции про приемлемой для него цене. В результате, Soufflet помогает данному фермеру и ему подобным подробными инструкциями по выращиванию ячменя, консультациями, удобрениями и т.д. Фермер, в свою очередь, продает компании зерно высокого качества и, чаще всего, не смотрит на сторону, в поисках новых направлений сбыта.
Как итог – данное сотрудничество продолжается уже три поколения - традиция передается от деда к внуку. Все видят свою, хоть порой и минимальную, выгоду, но, зная, что никто никого не попытается обмануть, рады такому стабильному и понятному взаимодействию.
Сложиться традиции помогло и то, что государством установлены единые "правила игры" для всех – каждый участник рынка понимает свои возможности и ограничения, может планировать развитие своего бизнеса, если не на долгосрочную, то на среднесрочную перспективу.
Подобную ситуацию мы наблюдали и в Германии, где фермерство, чаще всего, – семейный бизнес не в первом поколении. Причем, маржинальность бизнеса невелика, но, понимая, что "правила игры" никто радикально менять не будет, аграрии готовы вести свой бизнес и за малые проценты – небольшая прибыль, но стабильная и прогнозируемая.
Ровно такая же обстановка на портовых терминалах в Германии, где удалось побывать. Маржинальность низкая, но государство позволяет заработать каждому.
Еще одна показательная ситуация – бетонные силосы на зерновых терминалах в портах. В Украине сейчас популярна установка металлических "бочек". Французы же говорят, что бетонная "бочка" куда долговечнее – может простоять 100 лет и больше. Такие конструкции гораздо дороже металлических, а срок окупаемости у них измеряется десятилетиями.
Здесь, опять же, зная, что бизнес в стране будет развиваться по понятным и прогнозируемым правилам, владельцы терминальных мощностей с готовностью идут на новые затратные инвестиции с длительным сроком окупаемости.
То же самое - с развитием речного судоходства. И государству, и бизнесу ясна стратегия – река, как самый дешевый путь транспортировки грузов, остается и будет оставаться приоритетным направлением развития. Государство и местные власти понимают свою экономическую выгоду – будут расти речные перевозки – будут увеличиваться налоговые поступления – будут развиваться регионы.
Потому государство в данном случае готово обеспечивать дноуглубление реки. Бизнес, видя такой подход, инвестирует в развитие речного флота (конкретных типов судов), в развитие речных портовых мощностей.
В выигрыше все!
Очевидно, что в силу исторических факторов, Украине сложно сейчас равняться на западноевропейские образцы – нам еще предстоит пройти эволюционный путь по ускоренной программе. Но и крупным игрокам рынка, и представителям госвласти впору задуматься, что только прозрачность, система сдержек и противовесов, а также равные условия для всех дадут толчок развитию инфраструктуры и экономики Украины на долгосрочную перспективу.