Когда год тому назад в варшавском аэропорту Okęciu впервые приземлялся Dreamliner, зеваки занимали места еще до рассвета. Похожее было и 1 сентября 2013 года, когда на железнодорожный вокзал Гданьска прибыл состав Pendolino – телевидение снимало это в прямом эфире с вертолета. Обе компании LOT и PKP Intercity устроили такие спектакли не случайно.
Перед пассажирским сектором в Польше стоит два крупных вызова – нашествие лоукостов, которые подрывают финансовую стабильность национального авиаперевозчика LOT, а также динамичное строительство автобанов, вследствие чего железные дороги уже потеряли от 20 до 50 млн пассажиров в год и будут терять в дальнейшем.
Читайте также в блогах Дримлайнер капут!
И LOT, и PKP Intercity решили ответить гонорово и мощно – сделали ставку на премиум сегмент, бешеный пиар и раскрученные мировые бренды: Dreamliner и Pendolino соответственно.
Но в октябре произошло весьма знаковое событие – впервые Ryanair стал крупнейшим авиаперевозчиком Польши, потеснив LOT. По результатам первого полугодия показатели ирландского лоукоста – 3 млн пассажиров, с долей почти в треть рынка - 29,88%. Ставка на постоянно ломающийся Dreamliner пока себя не оправдывает, а финансовые результаты становятся все хуже.
«Сравнения Pendolino с Dreamlinerem не возможно избежать. Похожи не только шум и эмоции вокруг оценки этих инвестиций. На них отважились компании находящиеся в кризисе. Boeing добил LOT. PKP еще надеется благодаря скоростному движению найти отправную точку для своей новой истории», - пишут Филипп Ковалек и Пьотр Карнашевски в колонке для польского издания Forbes.
Читайте также Pendolino в Польше: почему самый амбициозный проект PKP близок к провалу
Покупка такого дорогостоящего подвижного состава PKP Intercity выглядит авантюрой. Компания ожидает 100 млн злотых (около 23 млн евро) убытков по итогам текущего года и покупает поезда под которые в стране нет даже соответствующих скоростных путей.
«Это похоже на макияж мертвецу», - считают Филипп Ковалек и Пьотр Карнашевски. Атмосферу пессимизма разделяют совладельцы польского производителя поездов Newag. Они утверждают, что вместо того чтобы заказать поезда у них, PKP сделал все, чтобы купить его именно на итальянском заводе Alstom. При этом, поезда польского производства не уступают в скорости, которую Pendolino будут развивать в реалиях польского полотна. Впрочем, в PKP говорят, что рано или поздно, но смогут довести скорость чудопоезда до 200 км и больше.
Смотрите видео Испытание польского скоростного поезда Newag
С точки зрения Якуба Карновскего, председателя PKP, необходимость создания скоростного железнодорожного полотна – это еще самая меньшая проблема среди тех, которые требуют решения. Более весомый вызов заключается в необходимости структурной перестройки железнодорожной отрасли для адаптации к реалиям сегодняшнего дня. А реалии таковы, что новые автобаны и лоукосты быстрыми темпами попросту убивают пассажирский сектор железных дорог Польши. В этой ситуации Pendolino должен стать символом нового начала. Express Intercity Premium сегмент должен стать точкой разворота негативного тренда финансовых результатов компании.
Это очень рисковая игра. Трудно просчитать, сможет ли это принести не только положительный финансовый эффект, а вывести PKP Intercity из кризиса. Тогда как из-за более дешевых и удобных альтернатив пассажиры уходят с железной дороги, менеджмент компании, наоборот, развивает самый дорогостоящий сегмент. Впрочем, у польских железнодорожников сегодня есть повод и для оптимизма. Не менее рисковая игра железнодорожного грузового оператора PKP Cargo с выходом на биржу, чтобы расплатиться з огромными долгами, закончилась триумфальной победой.