Наличие соответствующих глубин является ключевой позицией, которая определяет конкурентоспособность современного порта.

В Украине еще 15 лет назад даже не предполагалось создание глубоководного порта, так как особого спроса на транспортировку грузов судами типа "Capesize" дедвейтом 150-200 тыс. тонн не существовало. Но уже в 2009 году потребность в использовании Capesize-ов оказалась настолько острой, что порты и стивидорные компании были вынуждены в сжатые сроки разработать целую систему для обработки судов данного класса. Эта система включала в себя догрузку судна на рейде что, безусловно, повышало стоимость перевалки и существенно замедляло обработку флота. Вышеперечисленные факторы делали порт менее привлекательным и, как следствие, влекли к сокращению его пропускной способности.

Начатые в 2012 году дноуглубительные работы в порту "Южный" дали свои положительные результаты, которые уже ощутили на себе как грузоотправители, так и портовая администрация. Эффект от проделанной работы очевиден - с июля 2014 года для судов типа "Capesize" появилась возможность полной загрузки у причалов до осадки 18,5 м, что исключило необходимость догрузки на рейде.

Реализация первой части проекта по дноуглублению сделала морской порт "Южный" единственным среди украинских портов, у причалов которого стала возможна полная загрузка судов типа "Capesize". Таким образом, грузовладельцы и фрахтователи значительно экономят время и финансовые ресурсы. К примеру, только один день фрахта судна класса "Capesize" обходится в 50-60 тысяч долларов США. При этом благодаря увеличению объёма загрузки у причалов общий срок погрузки судна уменьшился на 4-5 суток, что в свою очередь позитивно сказалось на росте грузооборота в 2014-2015 годах.

Что важно отметить, на примере 2015 года, количество обработанных судов типа "Panamax" существенно уменьшилось по сравнению с 2014 годом (-33 судна), а судов типа "Capesize" увеличилось до (+10 судов). Общее количество обработанных судов у причалов морского порта "Южный", типа "Capesize", за период с 2014 года по октябрь 2016 года уже составило рекордные 342 единицы.

Укрупнение судовой партии позволяет значительно снизить затраты на перевалку и фрахт.

Несмотря на сложившуюся в 2016 году ситуацию, связанную с общим падением грузооборота в морских портах Украины, формирование судовых партий более 120 тыс. тн, остается востребованным. Более того укрупнение судовой партии позволяет значительно снизить затраты на перевалку и фрахт.

Принимая во внимание мировую тенденцию к укрупнению судовой партии, продолжение дноуглубительных работ на подходном канале до 21 метра и акватории морского порта "Южный" можно с уверенностью сказать, что всё это существенно укрепит конкурентные позиции порта среди лидирующих портов Черного моря: Тамани, Новороссийска, Констанцы.

Кроме этого, возможность принимать крупнотоннажные суда типа "Capesize", "Newcastlmax" и "Wozmax" существенно увеличивает объём поступлений от портовых сборов. К примеру "Capesize" - 315-320 тыс. долларов США, "Newcastlmax" – 370-375 тыс. долларов США.