В начале июля этого года Кабинет министров Украины принял решение о выделении 5 млн долларов на покупку научно-исследовательского судна-ледокола для украинских антарктических экспедиций. Ледокол James Clark Ross - почти ровесник Независимой Украины - был приобретен у Британской антарктической службы. Несмотря на возраст, это достаточно ценный актив - в свое время он входил в тройку лучших научно-исследовательских судов мира, и все еще входит в 20-ку.
Наличие собственного ледокола позволит решить украинской станции "Академик Вернадский" логистические проблемы, доставляя грузы и экспедиции не только в короткий период антарктического лета, а круглогодично. Но как говорит директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий, если бы речь шла только об улучшении логистики, такая дорогая покупка вряд ли была бы оправдана. Ключевым все же является то, что после длительного перерыва украинские ученые смогут вернуться к исследованиям Мирового океана.
О том, почему ледокол удалось купить только со второй попытки, как изменится логистика и когда первая украинская антарктическая экспедиция будет отправлена на собственном судне, Евгений Дикий рассказал в интервью ЦТС.
Расскажите об истории покупки ледокола.
Мы купили это судно со второй попытки. Первая была в 2019 году, когда только появилась первая информация о том, что Британская антарктическая служба в связи с вводом в строй нового ледокола, будет отказываться от James Clark Ross. Тогда нам удалось убедить и Кабинет министров, и Министерство образования в целесообразности такой покупки. Постановление Кабинета министров прошло довольно легко, но мы не смогли пройти бюджетный комитет Верховной Рады и убедить в необходимости покупки депутатов. Но оказалось, что это лучшему, потому что у британцев возникли проблемы с вводом в строй нового ледокола и они на год отложили продажу.
Вторая попытка началась 6 февраля этого года, когда страна отмечала 25-летие станции "Академик Вернадский". Тогда впервые в истории президент Украины говорил напрямую с участниками экспедиции на станции и спросил, что государство может сделать для того, чтобы их работа стала более удобной. Экспедиция в один голос ответила, что это собственное судно. После завершения разговора, президент спросил у меня, насколько реально "разжиться" своим ледоколом, и сказал: "А правда это будет правильно, если мы на 30-лет Независимости вернемся в океан?". И тогда началась долгая история с поиском и выделением средств (работа Минфина и МОН, потом распоряжение Кабмина, и, наконец, голосование бюджетного комитета Рады - в этот раз положительное), с переговорами с британской стороной, проведенными нашим посольством в Лондоне, в итоге завершившимися подписанием купчей 19 августа.
После покупки судна, как теперь изменится логистика?
Станция "Академик Вернадский" до этой покупки испытывала большие логистические трудности, так как 9 месяцев в году станция закрыта плавучими льдами. Поэтому, фактически, все окно возможностей для пересменки людей и завоза грузов на год вперед - это короткое антарктическое лето, то есть с января по март. При этом нужно не просто попасть в это окно, но и успеть на это окно зафрахтовать иностранное судно.
Для нас теперь становится возможным круглогодичное обслуживание станции. Это принципиально меняет ситуацию - становится гораздо меньше героизма и гораздо больше спокойной работы.
До 2014 года постоянно фрахтовали российское судно. После этого каждый год нужно было фрахтовать либо аргентинское, либо чилийское судно. Но нужно понимать, что рынок логистических услуг в Антарктиде - это рынок, где спрос намного превышает предложение. Судов, которые предоставляются в коммерческий фрахт, не много, а каждый год все больше стран пытаются зайти в Антарктику. Число таких стран, как мы, у которых уже есть полярные станции, но нет своего флота для их обслуживания, с каждым годом растет, и растет куда быстрее, чем количество компаний, которые предоставляют свой флот во фрахт. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда на нужный нам период уже не было доступных судов. Поэтому формируется соответствующая ценовая политика судовладельцев...
Станет ли логистика дешевле?
Когда мы один сезон отработаем с нашим новым судном, и я смогу точно сказать, во сколько нам обходится каждые судно-сутки, тогда можно будет детально ответить на этот вопрос. Пока что могу сказать, что фрахтовали мы судно за 25-35 тыс. долл. за судно-сутки. Ориентируемся, что себестоимость даже такого крупного судна, которое мы взяли, не должна быть больше 20 тыс долл. в сутки. Но точно скажем после первого сезона эксплуатации.
Какие преимущества еще получит украинская полярная станция?
Ключевое отличие в том, что теперь мы не будем привязаны не только к чужому судну, но и к этому окну в три месяца. Потому что судно, которые мы взяли, - это ледокол, который может преодолевать лед до одного метра толщиной в штатном режиме, и при необходимости способно преодолевать ледяные заторы толщиной до трех-четырех метров.
Это означает, что для нас теперь становится возможным круглогодичное обслуживание станции. Это принципиально меняет ситуацию - становится гораздо меньше героизма и гораздо больше спокойной работы. Не говоря уже об экстремальных ситуациях. У нас был случай, когда только благодаря тому, что на соседней станции "Палмер" в это время стоял ледокол, остался жив один из участников нашей экспедиции, которому потребовалась срочная операция. Тогда американские коллеги нам очень помогли.
С покупкой судна у нас принципиально другие возможности для любых аварийно-спасательных операций. Это касается как нашего персонала станции, так и членов других станций, которым в случае чего мы сможем помочь.
Кроме того, что судно облегчит логистику, оно еще и выполняет научно-исследовательскую функцию. Расскажите подробнее?
Дело в том, что даже я, при всей любви к станции, задумался бы над тем, стоит ли тратить 5 млн долл. на покупку и еще пару миллионов долларов в год на содержание судна, которое выполняло бы исключительно логистическую функцию. Ключевой момент в том, что это не просто ледокол, который может пройти из точки А в точку Б и привезти людей и грузы. Прежде всего - это научно-исследовательское океанографическое судно. По сути, это плавучий институт, который может взять на борт до 50 ученых. В нем 8 лабораторий и у него есть приспособления для отбора любых проб с глубин до 8 км. То есть нашим исследователям становится доступно практически 90% дна мирового океана.
По сути, это плавучий институт, который может взять на борт до 50 ученых. В нем 8 лабораторий и у него есть приспособления для отбора любых проб с глубин до 8 км. То есть нашим исследователям становится доступно практически 90% дна мирового океана.
На момент постройки это судно входило в топ-3 лучших научных судов мира, и несмотря на то, что прошло уже 30 лет, оно все еще входит в 20-ку.
Таким образом, главная цель этой инвестиции - это не логистика станции, хотя она и меняется кардинально, а то, что наша наука возвращается в океан. Последняя океанская экспедиция украинского научно-исследовательского судна была в 2001-2002 гг. Но начиная со следующего года, параллельно с работой станции "Вернадский" будет не меньше работы в океане. И именно это оправдывает такую покупку.
Когда ледокол прибудет в Украину?
Расчетное время прибытия - 5 октября. Правда, есть нюанс - никто не знает, сколько времени займет проход турецких проливов. Поэтому дата ориентировочная, плюс-минус пара дней.
Точно пересменка экспедиции в марте 2022 года будет своим судном.
Когда запланирован первый рейс на станцию "Академик Вернадский"?
Мы все же приобрели судно, которому 30 лет. Оно, конечно, сейчас чудесно идет своим ходов в Украину, более того скорость хода 12-14 узлов по Северному морю и Атлантике. Но вместе с тем, перед тем как идти в серьезную ледовую обстановку, первое, что мы сделаем, когда судно прибудет, - закажем хорошую ремонтную ведомость. Получим документы от Судового регистра и дальше, в зависимости от состояния судна, будем планировать выход на декабрь или январь. Но в любом случае, мы говорим именно об антарктическом лете этого года. Точно пересменка экспедиции в марте 2022 года будет своим судном.
Читайте также Начать с малого: Какой будет локализация при обновлении украинского флота