В авиационной отрасли Украины снова конфликт: крупнейший перевозчик оспаривает решение Министерства инфраструктуры, ограничившего его в полетах на ряде направлений. Еще 3 июля лицензионная комиссия при ведомстве рассмотрела вопросы назначений на линии Киев-Стамбул и Одесса–Тель-Авив, на которых сегодня работают "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Посчитав, что флагман не использует все предоставленные ему возможности, Мининфраструктуры решило сделать их несколько скромнее и уменьшило квоту для МАУ с 16 до 14 рейсов в неделю на маршруте Киев-Стамбул и с 7 до 5 рейсов в неделю на маршруте Одесса–Тель-Авив. Освободившиеся частоты были переданы дочерней структуре турецкой Atlasjet – "Атласджет Украина".
Однако флагман не согласился с таким решением и 12 августа обратился с иском в Окружной административный суд Киева к Министерству инфраструктуры о признании противоправными и отмене отдельных положений протокола заседания комиссии. "Авиакомпания МАУ считает, что ее права и интересы по эксплуатации воздушных линий Киев - Стамбул - Киев и Одесса - Тель-Авив - Одесса нарушены, никаких законных оснований передачи комиссией Минтранса частот на маршрутах, назначения на которые имеет МАУ, и которые эксплуатирует в соответствии с этими назначениями, другому перевозчику нет. Согласно праву на эксплуатацию воздушных линий, МАУ имеет право выполнять до 16 рейсов в неделю на линии Киев - Стамбул, и до 16 рейсов в неделю на линии Одесса - Тель-Авив. МАУ имеет право выполнять эти рейсы без ограничения минимального уровня регулярности и в течении неограниченного времени", - сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе МАУ.
В компании отметили, что уполномоченный орган, выдающий назначения на маршруты, может отказать перевозчику в праве выполнять рейсы по маршруту назначения в четырех случаях. Например, компания может лишиться разрешения на полеты, если есть ограничения, предусмотренные международными договорами Украины или договорами между авиационными властями. Кроме того, подобное решение может быть принято при потребности достичь рентабельности регулярных перевозок на уже освоенных линиях, когда емкость на данном направлении уже увеличивать не нужно.
Еще одним поводом для отказа может стать тот факт, что право работы на маршруте уже передано другой компании. И, конечно же, решение не в пользу перевозчика принимается в том случае, если он не выполняет или не соответствует требованиям международных договоров и авиационных правил Украины.
"Поскольку ни один из этих случаев в данной ситуации к МАУ неприменим, никаких оснований отбирать назначения и назначать на линии МАУ другую авиакомпанию, по нашему убеждению, нет. Соответственно, мы просим суд защитить законные права и интересы МАУ в рамках действующего законодательства Украины", - резюмировали в МАУ.
Госавиаслужба, которая должна была выдать все разрешения в течение пяти дней после заседания комиссии, этого не сделала.
В "Атласджет Украина" с действиями флагмана не согласны и оспаривают их в суде. Как сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор компании Сергей Подгородецкий, соответствующая жалоба была направлена в суд 22 августа. По его мнению, действия лицензионной комиссии абсолютно законны, поскольку МАУ не использовали всех предоставленных им частот, а Министерство инфраструктуры определяет политику в отрасли. Он также добавил, что турецкая сторона полностью использует выделенную ей квоту, тогда как в Украине флагман не в состоянии выбрать свою на протяжении года. "Это полная монополия и нежелание пустить другого перевозчика", - подчеркивает он.
Подгородецкий также добавил, что "Атласджет Украина" будет инициировать изменения в нормативную базу, которая сегодня позволяет перевозчику не использовать право на полеты в течение года. По его мнению, такие правила губительны для рынка.
"Сегодня мы не можем начать выполнять полеты, поскольку Госавиаслужба, которая должна была выдать все разрешения в течение пяти дней после заседания комиссии, этого не сделала. Ее глава специально тянул время, чтобы дать возможность МАУ подать иск. Министру инфраструктуры он направлял какие-то отписки, в которых говорил, что не может выдать разрешение. Налицо сговор главы Госавиаслужбы с МАУ, которые стремятся монополизировать рынок", - сетует Подгородецкий.
В то же время глава Госавиаслужбы Денис Антонюк ничего противоправного в своих действиях не видит и отмечает, что любое нарушение действующего законодательства было бы сразу же обжаловано потерпевшей стороной. "Госавиаслужба действовала исключительно в рамках закона, поскольку определение суда запрещает мне вводить в действие решение лицензионной комиссии. Если бы каким-то образом нарушали действующее законодательство, руководство "Атласджет Украина" давным-давно бы обратилось в суд. Однако почему-то они этого сразу не сделали", - сообщил Антонюк Центру транспортных стратегий.
Пока стороны отстаивают свои интересы в судах, потенциальные клиенты "Атласджет Украина" пока не могут приобрести билеты на рейсы, а столичный аэропорт Борисполь – зарабатывать на новом базовом перевозчике. В условиях неблагоприятной ситуации на рынке и падения спроса на перевозки отсутствие возможности для выхода новых игроков вряд ли положительно скажется на отрасли.