Уже этой осенью в Украине ожидается приход Ryanair - в отличие от первого, прошлогоднего, неудачного опыта - на сей раз все должно быть серьезно. Ожидается, что на запланированной в пятницу пресс-конференции представители лоукостера вместе с руководством аэропортов Борисполь и Львов, министром инфраструктуры Владимиром Омеляном огласят список рейсов и дадут старт бронированию билетов на октябрь.
По имеющейся на данный момент информации, в отличие от первой попытки, нас ждет явное преимущество Киева в количестве рейсов и маршрутов перед Львовом. Из украинской столицы Ryanair планирует летать в Барселону, Братиславу, Варшаву (Модлин), Вроцлав, Краков, Познань, Гданьск, Вильнюс, Стокгольм (Скавста), Лондон (Станстед). Со Львова - в Краков, Варшаву (Модлин), Дюссельдорф, Мемминген и Лондон (Станстед). Появилось даже предварительное расписание рейсов.
Интересен еще один момент: по многим направлениям Ryanair фактически дублирует рейсы другого популярного лоукостера - Wizz Air. В частности, речь идет о рейсах в Вильнюс, Варшаву, Гданьск, Познань, Братиславу, Мемминген и Лондон из Киева, а также о перелетах в Гданьск и Лондон из Львова.
ЦТС поинтересовался у авиационных экспертов, почему Ryanair решил сосредоточиться именно на Киеве, поменяв свою прошлогоднюю стратегию, и как будут делить пассажиров два популярнейших лоукостера.
О рейсах из Киева и Львова
Директор Института менеджмента и стратегий Богдан Долинце считает, что в выборе маршрутов лоукостер в первую очередь ориентировался на результаты продажи билетов в 2017 году - во время первой попытки захода на украинский рынок.
"Ryanair в прошлом году когда анонсировал эти рейсы, начал продажу билетов и, соответственно, за счет этого смогли оценить имеющийся спрос по предложенным направлениям, в зависимости от того, сколько билетов за какое время была раскуплено. Учитывая их опыт выхода на другие рынки, они смогли оценить объем рынка, популярность направлений, - отмечает он. - Если мы говорим о Киеве, то все логично: самый большой и богатый рынок в Украине интересен для любого перевозчика".
К тому же, акцент на Киев продиктован тем, что находящийся у границы с Польшей Львов имеет и без того хорошо развитую логистику в плане железнодорожных, автомобильных перевозок, которые стоят дешевле, считает эксперт.
"Сейчас со львовского направления в сторону Польши существует много достаточно удобных видов перевозок - это и маршруты "Укрзализныци", и другие виды логистики. Почему появился такой интерес к Польше? Все логично: если посмотреть по пассажиропотоку лоукостеров в мире, то львиную долю обычно составляют именно трудовые мигранты", - объясняет Долинце.
С ним согласен транспортный эксперт Сергей Хижняк. По его мнению, не следует воспринимать рейсы, с которыми авиакомпания заходит на новый для себя рынок, как окончательные. И смена приоритетов Ryanair по сравнению с 2017 годом - яркий тому пример.
"Это лишь начало. И если год назад для Ryanair Украина была вообще чистым листом, то после того, как они запустили продажу билетов на предыдущие рейсы, они сразу почувствовали спрос, увидели динамику: как продаются билеты, какие тарифы востребованы, где слишком дорого, где наоборот. Сегодня Ryanair на украинском рынке - уже другая авиакомпания. Количество рейсов - это не единственное отличие. Например, прошлые маршруты, как можно предположить, были заточены под иностранцев, которым бы авиакомпания предлагала летать в Киев и Львов (в основном на уикэнд). Но сегодня эти рейсы будут заточены больше под украинских граждан. Это либо туризм (из Украины в ЕС), либо услуги для гастарбайтеров, которые работают в Польше, Германии и других странах", - отмечает он.
Но решающим фактором, по мнению Хижняка, стала программа скидок, принятая Борисполем.
"Для Ryanair самым принципиальным вопросом является стоимость обслуживания. За это время аэропорт Борисполь принял новую программу по скидкам для авиакомпаний. Так что они уже смотрели, на какие рейсы они получат скидки, на какие - нет", - добавляет он.
Читайте также Уловки Ryanair: Как крупнейший лоукостер Европы зарабатывает на пассажирах
В то же время, другой авиаэксперт, экс-глава отдела авиационного транспорта Мининфраструктуры Андрей Ярмак считает, что данные по проданным билетам ирландского лоукостера в 2017 году не сыграли решающей роли.
"Рынок Киева в несколько раз больше и перспективнее, чем Львова. Плюс, думаю, были проведены какие-то маркетинговые исследования по этому поводу. Если они закрепятся на рынке Киева, потом будет проще вести дальнейшую экспансию в регионы. Второй момент - наличие свободных самолетов, - говорит он. - Думаю, пленнинг был сделан в рамках определенного ресурса и было принято решение задействовать его преимущественно на более потенциальном рынке Киева".
По мнению партнера юридической фирмы "Анте", специалиста по авиационному праву Андрея Гука, на выбор Киева в качестве основного аэропорта для Ryanair повлиял, в первую очередь, пассажиропоток.
"Все же Киев - это несравнимо больший пассажиропоток, тут ничего удивительного. Кроме этого, мы не знаем, какие условия смогли согласовать с аэропортами. С момента прошлых договоренностей прошло много времени, Львов увеличил свой пассажиропоток и привлек много рейсов и авиакомпаний. Может быть, этот аэропорт не смог дать те условия Ryanair, что раньше", - предполагает он.
О конкуренции с Wizz Air
Что касается перспектив конкуренции двух крупных лоукостеров - Wizz Air и Ryanair - эксперты полагают, что, если маркетинговая борьба между ними и будет, то она будет непродолжительной.
"Ценовой конкуренции никакой ожидать не стоит. Лоукосты не любят конкурировать друг с другом на рынке. Они, как правило, находят рынок, на котором есть пассажиропоток и нет конкурентов. Пересекающихся маршрутов даже у того же Ryanair в Европе не так много", - отмечает Сергей Хижняк.
Все потому, что даже бюджетным авиакомпаниям для того, чтобы развиваться, необходимо продавать дорогие билеты. Иначе будущего у таких рейсов нет, говорит он. И добавляет: "Вероятно, Украина и станет тсамым полем битвы, на котором Ryanair развернет анонсированную конкурентную борьбу с Wizz Air в Восточной Европе.
"Велика вероятность, что здесь Ryanair реализовывает свою программу по конкуренции с Wizz Air в Восточной Европе. И, скорее всего, по прошествии определенного времени либо Wizz Air закроет свои рейсы, либо часть заявленных рейсов отменит Ryanair. Исключением могут стать какие-то большие рынки, как, например, Киев-Лондон. Практически по всем остальным маршрутам Ryanair, по факту, вышел на те линии, на которых уже летают другие перевозчики, на которых понятен пассажиропоток, и где, скорее всего, это будут не новые привлеченные пассажиры, а пассажиры, которые перейдут с рейсов классических авиакомпаний. Это касается Меммингема, Варшавы, Гданьска", - отмечает он.
Мнения о начале "войны" между Ryanair и Wizz Air за украинский рынок придерживается и Андрей Гук.
"Если это действительно так, то, очевидно, что Ryanair во многом видит Украину в том числе как поле для конкурентного сражения со своими главными конкурентами, в том числе Wizz Air. Пассажир, конечно же, выиграет от этого. Но хотелось бы также новых маршрутов. Посмотрим, будет ли перестраивать кто-либо из них свою сеть через два-три сезона", - говорит он.
По мнению Андрея Ярмака, у Ryanair пока нет очевидного конкурентного преимущества перед Wizz Air.
"Ожидается демпинг в ценовой политике. Но я не могу сказать, что у Ryanair заявленный продукт на рынке будет лучше. Wizz Air летает из Жулян, что гораздо удобнее для жителей Киева. К тому же, базирование в Жулянах 3-х самолетов позволяет вылететь из Киева рано утром, что является плюсом для украинских пассажиров, которые летят в тур выходного дня", - говорит эксперт.
Экс-глава отдела авиационного транспорта МИУ считает, что выбор маршрутов Ryanair очень логичен: Лондон - большая база перевозчика и востребованное бизнес- и туристическое направление, Польша имеет очень большой потенциал из-за трудовой миграции, Барселона - популярное среди украинцев туристическое направление и станет главным конкурентным преимуществом перед Wizz Air. В целом маршруты - копия маршрутов венгерского лоукостера для завоевания доли на украинском рынке. "Такую стратегию Ryanair уже применял против Wizz Air на соседних рынках", - констатирует Ярмак.
"Если мы посмотрим выход Ryanair и Wizz Air на общие рейсы в Европе, то обычно на таких направлениях разворачивались маркетинговые и ценовые войны. Они были не очень длительными, потому что, либо кто-то уходил, либо они находили балансную стоимость, по которой совершали перевозки. Но обычно лоукостеры стараются не пересекаться по направлениям и часто даже их базы находятся в разных аэропортах", - объясняет Богдан Долинце.
То, что оба перевозчика нацелились на маршруты в Польшу, по его мнению, продиктовано потоком трудовых мигрантов. И за этих пассажиров они некоторое время повоюют, уверен он.
"Скорее всего, в первый период можно будет наблюдать маркетинговые ценовые войны. Вряд ли они продлятся долго, потому что они приносят убытки авиакомпаниям, и те либо договорятся, либо кто-то уйдет, и цены опять возвратятся к рыночному уровню", - прогнозирует эксперт.
Читайте также Тяжело ли просто в Европе лоукосту?