"Технический дефолт в сентябре" - таким совсем еще недавно видели будущее "Укразализныци" многие участники рынка. Говорили, что компании не хватает более 20 млрд грн, чтобы рассчитаться по счетам. И все это на фоне перманентно ухудшающихся операционных показателей ж/д монополиста...
В недалеком 2015 году УЗ уже фактически пребывала в техническом дефолте, но на этот раз - обошлось. В начале июля глава УЗ Евгений Кравцов не без видимого удовольствия написал на своей странице в Facebook: "Укрзализныця" успешно выпускает еврооблигации, несмотря на то, что "злые языки" пророчат дефолт компании. Они просто не знают, что компании удалось завершить процедуру прайсинга евробондов на полмиллиарда долларов США".
Облигации были выпущены сроком на пять лет под 8,25% годовых, что более чем на 1,5% ниже, чем купон существующего выпуска (который был еще в 2013 году). Более чем 175 инвесторов из Великобритании, континентальной Европы, США и Азии представили свои предложения о приобретении ценных бумаг. Следовательно, запрос в 5 раз превысил предложение компании, и достиг $2,5 млрд. "Это было наиболее успешное размещение квазисуверена Украины за последние восемь лет. Это - очень хороший опыт для компании. С другой стороны, это - оценка украинских государственных активов", - отмечал Кравцов.
Размещение оказалось настолько успешным, что рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) повысило кредитный рейтинг компании с "ССС+" до "B-" с прогнозом стабильный (текущий максимальный уровень кредитного рейтинга, ограниченный уровнем суверенного рейтинга Украины).
В S&P отметили, что украинская компания улучшила свою ликвидность и увеличила сроки погашения долгов после последнего выпуска еврооблигаций. Дарья Науменко, вице-президент инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital отмечает, что за счет выпуска еврооблигаций, "Укрзализныця" получила необходимый запас ликвидности для осуществления выплат по своим обязательствам в этом и следующем году. Это позволит компании перенаправить денежные средства от операционной деятельности на дальнейшее осуществление своей амбициозной программы капитальных инвестиций.
На фоне стабилизации финансовых показателей компании активизировались разговоры о возможном разгосударствлении госмонополиста. Называются различные варианты: от возможного IPO на горизонте ближайших пяти лет до приватизации части активов или миноритарного пакета "Укрзализныци".
Подросли за пять лет
После "Революции достоинства" "Укразализныця" находилась не в лучшем финансовом положении. На конец 2014 года убыток компании составил 14,2 млрд грн, EBITDA - 9,78 млрд грн. Компания испытывала острый дефицит финансовых ресурсов для покрытия даже таких статей операционных расходов, как закупка топлива. Деньги пришлось одалживать даже у клиентов под обязательства будущих перевозок. Свою роль играли и политические факторы: около трети всего долга УЗ находилась под контролем российских банков. В этих условиях и.о. гендиректора компании Максим Бланк вынужден был объявить технический дефолт УЗ и начать переговоры по реструктуризации долгов. На то время общий долг составлял 37 млрд грн. Реструктуризации подлежали 32 млрд грн, из которых около 22 млрд грн - внутреннего долга и 10 млрд грн - внешнего долга.
Уже по итогам 2016 года финансовое состояние "Укрзализныци" заметно улучшилось - чистая прибыль сократилась до -7,3 млрд грн, EBITDA выросла до 20,42 млрд грн. А общий доход увеличился с 49,4 млрд грн в 2014 году до 66,57 млрд грн в 2016-м. Но только спустя пять лет, уже в период руководства Евгения Кравцова, компанию наконец-то удалось вывести в прибыль - по итогам 2018 года чистая прибыль составила 200 млн грн, а общий доход, по сравнению с 2014 годом ,вырос практически вдвое - до 83,4 млрд грн. Компании в этом поспособствовали, как сокращение финансовых расходов, так и рыночная ситуация (сокращение убытков от курсовой разницы). Но есть и еще один немаловажный фактор - все эти годы УЗ не забывала стабильно повышать тарифы на грузоперевозки, как открыто, так и в завуалированной форме, что, разумеется, не могло понравиться крупнейшим грузоотправителям.
"За 5 лет "Укрзализныце" удалось на 72% (+28 млрд грн) нарастить доходы от грузовых перевозок, причем в условиях, когда грузовая база ежегодно сокращалась (-17%; -67 млн т в 2018 году относительно 2014 года). Роста доходов удалось достичь за счет регулярного роста ж/д тарифа. Всего за период с 2014 года по текущий момент было проведено пять повышений, наибольший рост тарифа был произведен в 2015 году - на 30%", - отмечает консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко.
Сегодняшнее финансовое состояние "Укрзализныци" аналитики оценивают как стабильное: компания демонстрирует стабильный рост выручки, имеет умеренный уровень долговой нагрузки (на конец 2018 года соотношение чистого долга к EBITDA составило 2,0 раза). А по сравнению с железными дорогами в соседних странах - очень низкий (так, например, аналогичный показатель у РЖД составил 3,2 раза на конец 2018 года, а у КТЖ - 5,3 раза на конец 2018 года). "Такие показатели дают возможность УЗ добрать с рынка еще около 1 млрд долларов США долгового ресурса, ведь ковенанты по ключевым долговым контрактам содержат условие по Net debt/EBITDA не более 3", - резюмирует руководитель ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.
IPO или приватизация: где брать деньги?
Уже сегодня ведутся дискуссии о том, что делать с "Укрзализныцей" дальше. В офисе Президента Украины недавно заявили о возможности дробления и последующей приватизации компании, с целью привлечения в Украину крупных иностранных финансово-банковских групп. Однако, о том будет это полная приватизация или частичная - не уточнили. Владислав Криклий, возможный будущий глава транспортного комитета Верховной Рады, отвечая на этот вопрос в интервью ЦТС, сказал: "полная приватизация "Укрзализныци" - нет, может быть безрассудно сейчас".
Еще один из вариантов, по которому может пойти компания - выход на IPO. Об этом не так давно заявил сам глава УЗ. "Мое видение "Укрзализныци" - ориентация на IPO, продажа части акций на открытом рынке. При этом так, чтобы государство сохранило контроль над ключевым активом, но были привлечены частные инвесторы, которые дали бы деньги на развитие компании", - высказался Евгений Кравцов. По его мнению, из двух возможных вариантов привлечения инвесторов, именно выход на открытые рынки является более правильным. "В случае выхода на открытый рынок компания получает большое количество мелких инвесторов, которые вкладывают деньги в соответствии с рыночной ценой акций. Относительно большого стратегического партнера, то будет ощущаться большее влияние на "Укрзализныцю". Хотя, УЗ сможет получить пользу в виде новых технологий, методов управления, подходов, международной поддержки конгломератов", - объяснил он.
И хотя подготовка займет не менее года, а то и два, некоторые финансовые аналитики говорят, что это может быть хорошим вариантом. "Это очень правильная идея, которую можно рассматривать в рамках борьбы с коррупцией, потому как приход новых акционеров не только приведет в компанию деньги, но и значительно повысит прозрачность", - отмечает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. Правда, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, внештатный советник президента Владимира Зеленского Олег Устенко (тот самый, который предложил "расчленить" и "продать" УЗ) с ним не согласен и "не думает, что для УЗ и украинских налогоплательщиков - это хорошая идея выводить данную компанию на IPO".
В конечном итоге, все может остаться как есть - "Укрзализныця" продолжит привлекать средства путем выпуска евробондов, тем более, что позитивный опыт уже есть. Но, в независимости от того, какой путь развития будет выбран - будь то приватизация, выход на IPO или выпуск евробондов, успешность каждого из них будет зависеть прежде всего от финансового состояния компании. "Ключевую роль играет соблюдение компанией финансовых ковенантов, а также стабильность финансовых результатов из периода в период. Так, на стоимость заимствований в ту или иную сторону могут повлиять значительные позитивные или негативные "сюрпризы", т.е. отклонения от плана компании/ожиданий аналитиков и инвесторов", - резюмирует Дарья Науменко.
Читайте также Подорожание билетов и капинвестиции: Что нужно знать о финплане УЗ на 2019 год