Уже второй год подряд вагоностроительная отрасль показывает стабильную динамику роста. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, за 2017 год вагоностроительные предприятия произвели 6831 вагон, что в 2,4 раза больше, чем в 2016 году. При этом в 2016 году, когда было произведено 2811 вагонов, рост составил 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. Конечно, до рекордного 2011 года, в котором было выпущено почти 53 тыс. единиц вагонов, еще далеко, но результаты уже утешительные.
Драйвер
Раньше для вагоностроителей основным заказчиком выступала Россия и страны Таможенного союза. В 2011 году из 52,7 тыс. произведенных вагонов на экспорт ушло 44 тыс., из которых 39 тыс. единиц - в Россию. Напомним, что в этот период в РФ наблюдался отложенный спрос, который реализовался в 2010-2012 гг. Однако, уже 2012 года Россия стала ограничивать доступ украинских вагонов на свой рынок различными механизмами, в частности, отменой сертификатов на литье и вагоны. В августе 2013 г. временная мера стала носить постоянный характер и распространилась на все наши заводы.
Украинские вагоностроители не сумели вовремя подстроиться под изменения, и уже в 2015 году рынок рухнул в 50 раз по сравнению с 2011 годом - до 1,1 тыс. вагонов. Тогда аналитики говорили, что рассчитывать на заказы из Европы производителям не стоит и единственная надежда - это внутренний рынок, и в большей степени речь шла о заказах от УЗ. Однако, дальше деклараций намерений "Укрзалызныця" не продвигалась.
Выходить из крутого пике вагоностроительная отрасль начала в 2016 году и как раз за счет заказов от ПАО УЗ. Тогда эксперты отмечали, что впервые появились предпосылки для того, чтобы "Укрзализныця" действительно начала выполнять свои планы по закупке подвижного состава. В этом году одним из основных драйверов роста отрасли также стала УЗ - в направлении строительства вагонов на собственных мощностях. По словам консультанта ЦТС-Консалтинг Павла Руденко, почти 40% всех вагонов - это полувагоны, произведенные "Укрзализныцей". По данным УЗ, за 2017 год был куплен 2721 вагон, из которых 2606 было произведено на собственных мощностях. Полувагоны были построены на Дарницком ВРЗ (852 единицы), Панютинском ВРЗ (1347 единиц), Стрыйском ВРЗ (405 единиц). Также Панютинский завод выпустил целых 2 окатышевоза. Всего 115 вагонов было закуплено у сторонних производителей: 50 полувагонов у Попаснянского ВРЗ и 65 фитинговых платформ у "Днепровагонмаша".
Кроме УЗ активизировались и частные компании, которые закупали в этом году вагоны украинского производства, причем как полувагоны, так и зерновозы. Для примера, компания "Лемтранс" в 2017 году преобрела 500 новых полувагонов. Зерновозы покупали "Кернел", "Агропросперис" (NCH Capital), ТД Западныйи др. Крытые вагоны - "Квадро Центр".
Финансовый директор ПАО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев отмечает важную деталь - вагоностроение в данном случае выступает мультипликатором для других смежных отраслей и предприятий. "Вагоностроение постепенно восстанавливает свои мощности. Но вместе с ним заработали заводы по производству литья для вагонов, нарастили объемы производители колесных пар, металла, пружин, автоматических систем торможения, подшипников, приборов и механизмов для изготовления запчастей для тех же вагонов, материалов и аппаратов для сварки, смазочных материалов, краски и тому подобное", - говорит топ-менеджер УЗ. Маховик закрутился.
(Кликните для просмотра в полном размере)
Потенциал
В этом году украинский ж/д монополист намерен получить в два с половиной раза больше новых грузовых вагонов, чем в 2017-м. По словам руководителя ПАО УЗ Евгения Кравцова, имеется в виду строительство на собственных мощностях и закупка у сторонних поставщиков. Согласно проекту финплана ПАО "Укрзализныця", всего в планах получение 7150 грузовых вагонов, из которых 7050 полувагонов и 100 фитинговых платформ. Все фитинговые платформы будут закуплены у сторонних производителей, как и 3450 полувагонов. 3 тыс. единиц последних намерены приобрести за счет кредитных средств международных финансовых организаций. Еще 3600 полувагонов должно быть выпущено собственными вагоностроительными заводами "Укрзализныци" - это почти на тысячу единиц больше, чем было построено УЗ в ушедшем году и на 600 больше не достигнутого планового показателя того же 2017 года.
В 2018 году на заводах "Укрзализныци" планируют построить 3600 полувагонов
Стоит отметить также, что дерегуляция тарифов УЗ на собственные вагоны сделает рынок для частных инвесторов более прогнозируемым и привлекательными. На это, по крайней мере, рассчитывают в компании. "Теперь, когда мы говорим, что вагон должен быть окупаем для инвестора, ситуация значительно более привлекательна. Они понимают, что на рынке стоимость будет объективной. В этой связи мы надеемся, что будет заинтересованность в том, чтобы вкладывать в подвижной состав", - отмечает Евгений Кравцов.
Бизнес со своей стороны говорит, что до отмены 209 постановления Кабмина парк УЗ имел ценовое преимущество. Сейчас компания сможет установить рыночные расценки на логистические услуги. "В будущем это может привести к росту доходности на рынке подвижного состава. Что, в свою очередь, должно стимулировать к приобретению новых вагонов, а также локомотивов", - отмечает генеральный директор "Лемтранса" Владимир Мезенцев.
Говоря о том, сохранится ли такая же динамика роста в вагоностроительной отрасли и в этом году, Павел Руденко отмечает, что, вероятно, рост производства грузовых вагонов продолжится, однако темп будет зависеть от нескольких факторов, среди которых стоит отметить тендеры на закупку вагонов, с которыми у УЗ возникали проблемы на протяжении 2017 года.
У значительного количества вагонов срок эксплуатации подходит к завершению. Конечно, только заказами с внутреннего рынка вагоностроительная отрасль не сможет выйти на прежние объемы производства, но рассчитывать на внешние заказы - не стоит. Потенциал рынка на ближайшие годы оценивается в 14-15 тыс. единиц ежегодно, что позволит отрасли держаться на плаву.
Читайте также "Зрада чи перемога": Вагоностроители в 2,5 раза увеличили объемы производства