В третьем квартале этого года группа «Азовмаш» планирует выпустить первую партию полувагонов повышенной грузоподъемности размером 25 единиц для их подконтрольной эксплуатации на железных дорогах СНГ. Недавно она уже получила сертификат соответствия на этот вид продукции в российском Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. «А в настоящее время «Азовмаш» выходит на заключительный этап подготовки к ее серийному производству», – уточняют в пресс-службе компании.
«Когда именно группа сможет приступить к массовому выпуску полувагонов нового типа, и какими могут быть ежегодные объемы их производства, прогнозировать еще рано. Все будет зависеть от спроса. Если в России будут введены льготные тарифы на перевозки грузов в инновационных вагонах, то спрос тотчас же появится. То есть, потребители этой продукции частично переориентируются на закупки как раз таких вагонов», – отмечает аналитик ИГ «АРТ-КАПИТАЛ» Алексей Андрейченко.
Вагоностроительный уклон «Азовмаш» является одним из крупнейших машиностроительных холдингов Украины и второй по величине вагоностроительной компанией в СНГ. «Группа производит преимущественно полувагоны, используемые для транспортировки угля, руды, зерна; крытые вагоны для пакетированных или насыпных грузов, автомобилей и скота; хопперы; и, наконец, цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов, а также для кислоты. В целом, доля «Азовмаша» на рынке грузовых вагонов СНГ колеблется на уровне 13%. Что же касается соотношения вагонов того или иного типа в общем объеме их выпуска, то оно в зависимости от конъюнктуры подвергается существенным изменениям. Однако при этом компания остается самым крупным производителем цистерн на территории СНГ и удерживает за собой долю рынка, близкую к 50%», – уточняет г-н Андрейченко.
Следует отметить, что до недавнего времени эффективность работы холдинга во многом оставляла желать лучшего. Так, 2010 год «Азовмаш» закончил почти с нулевой рентабельностью, в то время как у других украинских машиностроителей она колебалась на уровне 7-11%. Но уже в 2011 году в производственной деятельности компании произошел настоящий всплеск. Она поднялась на рекордный уровень по объему выпуска вагонов, который увеличился на 30% и составил 16,429 тыс. единиц, а также – на рекордный уровень по объему реализации продукции, который вырос в 1,7 раза и достиг 9,5 млрд. грн. Более того, впервые за время кризиса холдинг закончил год с прибылью в размере 702 млн. грн. Таким образом, как констатируют эксперты, в 2011 году «Азовмаш» достиг уровня рентабельности других отечественных производителей аналогичного профиля. И в прошлом году ему удалось удержать завоеванные позиции.
«Сейчас почти 90% своей продукции группа реализует за рубежом, при этом примерно 80% она экспортирует в Россию. В период с середины 2010 до середины прошлого года, вследствие восстановления спроса на грузовые вагоны в СНГ, доля вагоностроения в общем объеме продукции, выпускаемой компанией, неизменно росла. В 2011 году она достигла 97%, и пока этот сегмент остается для «Азовмаша» основным. В частности, в прошлом году он произвел 5,182 тыс. полувагонов, 321 крытый вагон, 25 хопперов и 9,863 тыс. цистерн, что лишь на 1 тыс. единиц меньше, чем в предыдущем году», – подчеркивает г-н Андрейченко.
В этом году «Азовмаш» резко уменьшил объем выпуска полувагонов – их доля в общем объеме производства этого вида продукции упала с 34 до 7%
Начиная со второго полугодия прошлого и в течение нынешнего года в СНГ спрос на вагоны и, в особенности, на полувагоны существенно сократился. Поэтому, как рассказывает эксперт, в этом году «Азовмаш» резко уменьшил объем выпуска полувагонов – их доля в общем объеме производства этого вида продукции упала с 34 до 7%, однако значительно увеличил объемы производства крытых вагонов – с 2 до 10% и цистерн – с 64 до 83%. Кроме того, компании пришлось обеспечить рост доли тяжелого машиностроения.
Инновационная перспектива На первый взгляд кажется, что в период спада конъюнктуры рынка грузовых вагонов в СНГ освоение производства новых видов подобной продукции является неоправданным. Однако эксперты считают, что это не так. «Поскольку «Азовмаш» входит в число крупнейших вагоностроительных компаний СНГ, ему, для сохранения собственных рыночных позиций, необходимо быть во главе процесса прогрессивных изменений в профильном сегменте», – отмечает г-н Андрейченко.
Дело в том, что, как поясняет эксперт, сейчас на рынке СНГ происходит постепенное формирование спроса на инновационные вагоны. Пока речь идет не столько о рыночных тенденциях, сколько об административном вмешательстве – российские власти намерены снизить тарифы на перевозки грузов в вагонах нового типа на 5%. Необходимость подобного шага обусловлена тем, что инновационные вагоны дороже обычных, а выгода от их использования появляется лишь постепенно, поэтому не каждый грузовладелец готов идти на дополнительные затраты.
«Сейчас, в расчете на введение льготных тарифов, инновационные вагоны начали производить главные конкуренты «Азовмаша» – ПАО «Крюковский вагоностроительный завод (ВСЗ)», ОАО «Уралвагонзавод» и ЗАО «Тихвинский ВСЗ». А потому, компания не может оставаться в стороне, – добавляет г-н Андрейченко. – Тем более что по мере роста объемов промышленного производства в СНГ спрос на вагоны вообще и полувагоны в частности постепенно восстановится, объемы их производства увеличатся, и доля инновационных вагонов в общем объеме их выпуска также будет возрастать».
Вполне естественно, что при разработке собственного продукта «Азовмаш» стремился не только использовать новые тенденции в грузовом вагоностроении, но и наделить его определенными преимуществами, которые выгодно отличали бы его от аналогичной продукции конкурентов. Как сообщают в пресс-службе компании, при создании нового полувагона был применен общий принцип увеличения провозной способности за счет повышения нагрузки на ось. То есть, в результате использования новой тележки с увеличенной до 25 тонн осевой нагрузкой грузоподъемность полувагона выросла до 75,5 тонн, тогда как ранее она не превышала 72,1 тонны, а объем кузова – до 90куб. метров по сравнению с предельными 83куб. метрами ранее.
«По сути, речь идет о вагоне, грузоподъемность которого на 5% больше, чем у обычного, а кузов – на 8%. Это означает, что настолько же увеличивается и объем перевозимого в одном вагоне груза. Если же учесть, что перевозки осуществляются составами, включающими не менее 15 вагонов, в целом, их использование дает существенную экономию транспортных расходов, – подчеркивает г-н Андрейченко. – Примерно такой же масштаб экономии предполагает и использование инновационных вагонов «Уралвагонзавода». А вот аналогичный продукт Тихвинского ВСЗ, при той же нагрузке на ось, имеет меньший объем кузова и, соответственно, перевозит меньший объем груза».
Следует подчеркнуть, что начало выпуска полувагонов повышенной грузоподъемности – лишь первый этап в реализации планов «Азовмаша» по освоению производства инновационных вагонов. Как сообщил генеральный директор компании Игорь Карапейчик, следующим шагом станет создание цистерны нового типа, которая также будет перевозить больший объем груза.
«В этом сегменте у «Азовмаша» гораздо более широкие перспективы, чем в других. Во-первых, потому, что на рынке уже сформировался запрос на цистерны повышенной грузоподъемности. Напомню, что проблемы со сходом с рельс цистерн в прошлом году возникли как раз из-за стремления грузоотправителей максимизировать вес груза, перевозимого в одной цистерне, вследствие чего они пытались загружать нефть в цистерны для светлых нефтепродуктов. А, во-вторых, потому, что холдинг является лидером на этом рынке и у него есть круг постоянных клиентов», – отмечает г-н Арндейченко.
По его словам, экономический эффект использования новых цистерн будет аналогичным тому, который будет достигнут при использовании полувагонов, – большая грузоподъемность, меньшие издержки. Однако, как считает эксперт, строить предположения о том, когда может быть начато их серийное производство, и какими могут стать объемы выпуска, также пока рано.