"Укрзализныця" запускает все больше международных маршрутов. Большинство из них - пока что только беспересадочные вагоны, а не полноценные поезда, но это уже альтернатива самолетам и автобусам для определенных категорий пассажиров. Начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан в интервью ЦТС рассказал о том, какие еще маршруты могут быть запущены в ближайшее время и есть ли интерес к Украине со стороны частных европейских ж/д перевозчиков.

красноШтан

Вы довольны сейчас пассажиропотоком на международных рейсах?

Сейчас еще низкий сезон. Февраль - это вообще самый низкий по пассажиропотоку месяц в году. Март - это еще раскачка. Уже апрель-май будут демонстрировать другие цифры. К лету всегда мобильность населения становится выше.

Какие самые загруженные направления? И какие менее загружены?

Варшава - хороший продукт, который достаточно серьезно продается. Мы очень довольны. Львов, Вроцлав, Вена - тоже неплохие. Что касается Киев-Рига (поезд "Четыре столицы". - ЦТС) сейчас заполняемость 40%. Мы пока что недовольны пассажиропотоком, но довольны динамикой. Есть надежда, что он будет успешным.

Москва падает со скоростью около 20% в год. Заполняемость поезда Харьков-Москва - 30%, Питер - то же самое. Честно говоря, мы уже оптимизировали Москву: поезда Харьков-Москва, Одесса-Москва, Львов-Москва, Ковель-Москва курсируют уже через день, вместо ежедневного графика. По поезду Киев-Питер тоже есть большие вопросы - там 5 вагонов с населенностью 20-30% - это совершенно неинтересно с точки зрения бизнеса. Думаю, мы будем оптимизировать эти вещи.

Будете ли вы все же продлевать поезд "Четыре столицы" до Таллинна?

Сейчас мяч на стороне Эстонии - там нужно решить очень принципиальный вопрос тягового обеспечения, то есть, чей локомотив будет: эстонский или латвийский. Я знаю, что идут переговоры. Мы заинтересованы в продлении маршрута, и если эстонцы с латвийцами договорятся, то, я думаю, что наши партнеры - белорусы и литовцы тоже будут рады.

Планируете ли вы добавлять вагоны поезду Мукачево-Будапешт?

Сейчас там курсирует один вагон. Но уже были дни, когда вагонов не хватало и наши партнеры MÁV START добавляли еще два вагона. Мы в этом плане гибкие - все будет зависеть от пассажиропотока.

В Мукачево УЗ планирует продлить до ж/д вокзала недостающий отрезок путей с колеей европейского стандарта.

Когда будет запущен поезд Мукачево-Кошице?

Второго апреля будет тестовая поездка этого поезда. Мы еще раз отработаем все технические детали со словацкой стороной и начнем осуществлять этот рейс с девятого июня.

Ранее в "Укрзализныце" заявляли о планах построить в Мукачево железнодорожный хаб. Будет ли реализован этот проект?

Логика "Укрзализныци" простая - мы очень осторожно и взвешенно подходим к инвестициям. Мы не хотим вкладывать инвестиции, которые потом не окупаются и никому не нужны. Таких примеров в прошлом есть масса. Для того, чтобы этого не было, мы сначала пошли по пути минимального вложения и запустили движение, чтобы посмотреть есть ли потенциал… Мы поездили в Будапешт, запускаем рейс в Кошице, и уже видим, что потенциал есть и уже есть проект реконструкции путевого развития, для того, чтобы вытянуть евроколею к вокзалу и организовать там очень удобный пассажирский хаб.

Более того, мы видим интерес и со стороны частных европейских операторов работать с нами и ездить в Мукачево. Они видят тут мощный пассажиропоток. И мы должны это делать, потому что зарабатываем на этом.

То есть вы готовы пускать на свои пути частных перевозчиков?

Конечно! Почему нет? У нас уже была встреча с одним из перевозчиков RegioJet (частный чешский оператор. - ЦТС), у них есть большая заинтересованность ездить в Мукачево. Ранее чешский перевозчик Leo Express хотел ездить во Львов. Но с ними вряд ли сейчас получится реализовать проект, так как нет инфраструктуры.

(Примечание ЦТС: Частный оператор пассажирских перевозок Leo Express планирует в декабре 2019 года запустить поезд Прага-Краков-Медыка (граница с Украиной). Маршрут также хотят продлить до приграничной станции Мостиска во Львовской области, куда доходит ж/д колея европейского стандарта).

Чешский RegioJet интересовался возможностью запуска поезда в Украину.

Какие новые международные поезда будут запущены в ближайшее время?

Киев-Берлин - у нас есть договоренность с Deutsche Bahn, они готовы нас видеть. Думаю, осторожно можно ориентироваться на запуск поезда на декабрь этого года.

Львов-Люблин - мы работаем над пересадочным сообщением. Хотим сделать поезд через Холм, аналогично как сейчас ходит Здолбунов-Холм. То есть мы довозим пассажиров в Холм по колее 1520 и там люди пересаживаются на поезда, идущие по евроколее 1435 до Люблина. Мы видим большую заинтересованность в этом проекте и, думаю, что реализуем его.

Румыния… пока что нет. У нас есть поезд Киев-Бухарест, но, скажем так, это не Польша и не Венгрия, где мы чувствуем хороший пассажиропоток. В Румынию он на порядок меньше. Вопрос запуска еще одного поезда инициировала Черновицкая обладминистрация - они просили сделать поезд Черновцы-Сучава с пересадкой на станции Вадул-Сирет. Но, к сожалению, пока что мы не можем подтвердить это направление, потому что у нас нет подвижного состава. Мы готовы рассматривать сотрудничество с местными властями Черновицкой области или города Черновцы на условиях софинансирования приобретения подвижного состава типа Pesa. Без долевого участия местных властей проект вряд ли будет возможен.

Планируете ли обновлять подвижной состав на международных направлениях?

Если мы покупаем подвижной состав для работы на инфраструктуре стран ЕС, то он должен быть допущен там к работе. Уже прошел тендер, и мы покупаем два вагона RIC у Крюковского вагоностроительного завода. Сейчас идет процедура согласования курсирования этих вагонов по европейской колее. Как только она закончится (ориентировочно это будет середина апреля) мы проведем приемку и эти два вагона начнут курсировать.

Читайте также Go West: По каким путям могут поехать украинские поезда в Европу