В конце 2021 года ЦТС посетил Даугавпилсский локомотиворемонтный завод. Тогда в одном из цехов латвийского предприятия можно было увидеть пару секций тепловоза 2ТЭ10М, который проходил здесь глубокую модернизацию. Ее особенностью стало то, что на локомотив производства "Лугансктепловозаустановили дизельный двигатель бельгийской компании АВС. Установка современного двигателя повлекла за собой обновление всех остальных систем машины. Заказчиком модернизации выступил украинский холдинг "Метинвест".

В январе стало известно, что первый капитально обновленный таким образом локомотив уже отправлен клиенту. ЦТС поговорил с техническим директором ДЛРЗ Андреем Хлопотниковым, чтобы узнать больше о том, какие именно работы были выполнены и какие выгоды это принесет эксплуатанту.

Впервые ли завод выполняет модернизацию локомотива с подобной ремоторизацией?

За более чем полуторавековую историю Даугавпилсскому локомотиворемонтному заводу довелось освоить ремонт более сотни серий паровозов, тепловозов, дизель- и электропоездов. На сегодняшний день освоен ремонт фронтом 8-10 секций тепловозов всех существующих серий производства "ВЗОР": 2ТЭ10 всех индексов, 2ТЭ116, М62, BR120… Кроме того выполняются ремонты маневровым тепловозам серий ТЭМ2, ТЭМ7, ЧМЭ3 всех индексов.

Ужесточившиеся требования, предъявляемые экологическими и экономическими нормами по вопросам топливоиспользования и тяговооруженности, межгосударственные европейские соглашения по энергетике поставили перед нами новые задачи. В связи с этим ДЛРЗ приступил к реализации комплексного проекта по ремоторизации тепловозов.  В 2018 году силами коллектива конструкторского отдела и ремонтного производства был разработан проект "Модернизация тепловоза 2ТЭ10М с дизелем 8DZC", освоен технологический процесс, собраны, проверены и испытаны первые секции тепловозов проекта.

Почему выбрали именно эту модель двигателя?

Свой выбор наши специалисты остановили на дизелях производства Англо-бельгийской корпорации (ABC) - предприятия с более чем столетней историей, являющегося ведущим европейским производителем среднеоборотных двигателей в диапазоне мощности от 600 до 10 400 кВт. Восьмицилиндровый дизельный двигатель 8DZC является проверенным временем, но в то же время не отстающим от современных требований дизелем с электронной системой управления.  

В чем его технические особенности?

Полный цифровой контроль и учет рабочих параметров дизеля в комплексе со сбором тягово-энергетических характеристик, использованием современной элементной базы, высокой ремонтнопригодностью позволяет на ранних стадиях выявлять развитие неисправностей, предотвращать аварийные режимы и обеспечить дистанционный контроль. И что наиболее важно - сделать первый шаг к внедрению "системы ремонта по необходимости", что даст возможность рационально использовать парк тепловозов, существенно снизить эксплуатационные затраты.

Отмечу, что продемонстрированные на испытаниях минимальные параметры мощности обновленного тепловоза в 2*1250 кВт на тягу и возможность добора мощности свободной от собственных нужд, совместно с высокими экономическими показателями новых дизелей позволяют сделать вывод о правильности принятого конструкторского решения и внушают уверенность в перспективности проекта.

DSCF6141

Помимо установки двигателя АВС, насколько нам известно, на тепловозе обновлялись и другие системы. Что именно было сделано?

Да, это так. На локомотиве установлена микропроцессорная система управления, которая взяла на себя регулирование электропривода, контроль состояния силовых защит. Тяговый привод имеет возможность переключения схемы соединения электродвигателей. Новый дизель требовал некоторых изменений в системах его обеспечения, соответственно требованиям по дизелю изменена конструкция системы очистки воздуха, а также претерпела изменения установка охлаждения, где мы ушли от механического на гидравлический привод вентиляторов охлаждения. Для удобства эксплуатации и поддержания готовности локомотива к работе установлена система прогрева дизеля без его запуска, прогрев может осуществляться от постороннего источника питания.  

Какие обновления претерпело рабочее место машиниста в плане улучшения комфорта?

Новый дизель позволил значительно снизить шум в кабине машиниста, что положительно влияет на здоровье локомотивной бригады. Улучшен контроль температурного режима в кабине путем установки кондиционеров, для локомотивной бригады появился холодильник, установлены источники питания, позволяющие при необходимости использовать другие бытовые приборы, как, например, микроволновая печь.  Таких изменений в кабине машиниста как увеличение пространства кабины, замена пульта управления с установкой современного дизайнерского решения на этом этапе нами не проводилось, но решения есть и, когда заказчик пожелает, мы готовы к их внедрению. 

Каково ориентировочное соотношение стоимости такой модернизации и покупки нового локомотива?

Могу лишь сказать, что модернизация дешевле покупки нового локомотива. Но дороже капитального ремонта. Однако по сравнению с капремонтом дает экономию при дальнейшей эксплуатации.

Какие еще экономические преимущества для заказчика дает такой вид ремонта?

Ну смотрите, сам по себе, локомотив - это еще не все. Для того чтобы он успешно эксплуатировался, а я имею в виду под успешной эксплуатацией как техническую, так и экономическую составляющие, необходима инфраструктура обслуживания. Да, конечно, можно применить при модернизации решения "самых высоких технологий", но на практике тогда сразу встанет вопрос дорогостоящего обслуживания, а именно - наличия специалистов, оборудования и стендов под ремонт. При ремоторизации мы старались, по возможности, оставить все то, что зарекомендовало себя за годы эксплуатации как надежное оборудование, которое знакомо обслуживающему персоналу, на которое у эксплуатирующей организации имеется ремонтная база, запасы комплектующих на складах. Кстати, одной из причин выбора дизеля было то, что компания АВС уже имеет свое представительство и склад на территории Украины, что должно обеспечить возможность оперативного обслуживания дизеля и его систем. В итоге, все это должно минимизировать риски заказчика на увеличение затрат на жизненный цикл модернизированного локомотива. При этом, повторюсь, мы готовы на более глубокую модернизацию при желании и готовности к этому эксплуатирующей стороны.     

На сколько лет продлевается эксплуатация тепловоза?

Если мы говорим конкретно о первом модернизированном локомотиве, то срок службы первоначально продлен на 6 лет, после чего необходимо проводить повторное обследование экипажной части и возможно повторное продление срока эксплуатации.  В основном, это зависит от состояния локомотива и его возраста, следовательно возможно продление и на 12-15 лет.

Данная модернизация выполнялась для "Метинвеста". Сколько локомотивов (секций) уже было сделано? Сколько еще предусмотрено контрактом?

Ремоторизация проведена двум секциям и еще две секции находятся в процессе ремонта на предприятии.

Читайте также "Укрзализныця"-2022: Что заложено в финплане компании на этот год