В конце прошлой недели АО "Укрзализныця" обнародовало консолидированный финансовый отчет за 2020 год. В документе, составленном при участии независимого аудитора Ernst&Young, представлены ключевые показатели работы компании за год. Основная цифра - 11,9 млрд грн чистого убытка. На нее, как подчеркивают в УЗ, повлияло существенное снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок, колебание курсовых разниц и другие неблагоприятные факторы. ЦТС изучил основные показатели и обстоятельства, представленные в документе.

Главные финансовые показатели

Как уже было сказано, в 2020 году "Укрзализныця" не смогла сгенерировать прибыль и в конечном счете сработала в убыток в размере 11,9 млрд грн. В то время как в 2019 году компании удалось получить прибыль в размере 2,9 млрд грн.

Согласно консолидированному отчету о совокупном доходе, на 31 декабря 2020 года суммарный доход от реализации услуг УЗ составил 75,3 млрд грн. Для сравнения, в 2019 году компания получила в этом сегменте доход в размере чуть более чем 90,4 млрд грн.

Финансовые расходы компании выросли в 2020 году на 0,4 млрд грн и составили 4,2 млрд грн.

По разнице операционных затрат и доходов "Укрзализныця" в 2020 году также ушла в "минус". Если в 2019 году компания получила операционную прибыль в 4,8 млрд, то в 2020 году - убыток в размере 2,8 млрд грн.

Основной причиной снижения показателей в компании, конечно, называют спад экономики, вызванный пандемией коронавируса. В частности, в примечаниях к отчету говорится, что в 2020 году произошло падение реального ВВП в Украине на 4% по сравнению с 2019 годом, а уровень инфляции ускорился до 5%. К декабрю 2020 года цены производителей промышленной продукции выросли на 14,5% по сравнению с декабрем 2019 года. "Вышеуказанные меры привели к падению украинской транспортной отрасли в 2020 году: общий оборот грузов уменьшился на 14,4% по сравнению с 2019 годом, тогда как общий пассажирооборот упал на 54,2%". Отмечается, что общее снижение объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом по стране составило 3,4% по сравнению с показателем 2019 года.

Снижение показателей грузоперевозок

Львиную долю доходов компании в 2020 году прогнозируемо составили доходы от грузовых перевозок - 65,3 млрд грн (в 2019-м - 73,3 млрд). Чистая прибыль составила 11,1 млрд грн, а годом ранее - 19,5 млрд грн. Вся прибыль от грузовых перевозок была использована на покрытие растущих убытков от пассажирских перевозок. Рентабельность грузовых перевозок в 2020 году составила 17%. "На фоне падения грузоперевозок железнодорожный перевозчик сегодня предоставляет необходимый минимум уровня услуг (обеспечивает тягой и количеством вагонов). Беспокойство вызывает то, что будет делать перевозчик в условиях увеличения объемов перевозок. Железная дорога настроена на получение средств, как самоцель. Однако, базовая функция национального перевозчика теряется в том числе из-за хронического невыполнения финпланов", - комментирует ситуацию с грузоперевозками Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр".

В "Укрзализныце" подчеркивают, что в 2020 году грузовые тарифы во внутреннем сообщении не менялись. Вместе с тем, за прошлый год был реализован ряд мероприятий по изменению тарифной политики, в частности:

- пересмотрены ставки платы за использование отдельных собственных вагонов перевозчика АО УЗ;

- установлена ​​новая ставка платы за использование собственных контрейлерных платформ;

- установлена ​​плата за пользование собственными вагонами перевозчика АО УЗ во время выполнения грузовых операций.

В 2020 году произошло сильнейшее падение доходов в виде вагонной составляющей - с 10,6 млрд грн в 2019 году до 4,9 млрд грн в 2020-м (-5,7млрд грн). Отметим, что экс-глава УЗ Владимир Жмак и его команда пытались остановить этот процесс и вернуть долю УЗ на рынке грузовых вагонов, в том числе за счет долгосрочных контрактов, но столкнулись с сопротивлением вагонного лобби и представителей его интересов в том числе в набсовете компании.

Пассажирский сегмент тянет ко дну

Отсутствие пассажирских перевозок в течение длительного периода весной-летом 2020 года, а затем его восстановление в сокращенном объеме вместе со снижением спроса привело к падению пассажирооборота железнодорожным транспортом в Украине в прошлом году на 62,4% по сравнению с 2019 годом и, соответственно, к снижению доходов "Укрзализныци" от пассажирских перевозок. Оно составило 5,8 млрд грн: в 2019 году доходы в этом сегменте достигли 9,9 млрд грн, а в 2020-м - 4,1 млрд грн. Надо понимать, что такое падение доходов от пассажирских перевозок влечет за собой перераспределение расходов на инфраструктурную составляющую грузовых перевозок. 

Убыточность пассажирских перевозок в ушедшем году составила -13 млрд грн (-7,6 млрд грн в междугородном сообщении и -5,4 млрд грн в пригородном сообщении). Это на 0,2 млрд грн больше, чем в 2019 году.

При этом в компании подчеркивают, что тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа во внутреннем сообщении не повышались, а с 1 ноября 2020 года было проведено понижение пассажирских тарифов на 15%.

"Необходимо обязательно реформировать УЗ и в первую очередь уйти от практики субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. В прошлом году УЗ получила 13 млрд грн убытков от пассажирских перевозок, и мы прекрасно понимаем, что прибыли от грузовых перевозок уже не хватает для покрытия этих убытков.  Кроме этого, из-за простоя вагонов УЗ в начале прошлого года также недополучила существенную для предприятия прибыль", - отмечает менеджер Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) Дарья Сичкар.

Колебание курсовых разниц

Этот показатель является традиционным инструментом корректировки финансового результата "Укрзализныци". Однако если в 2019 году руководству компании он помог вывести ее в прибыль (прибыль от курсовых разниц тогда составила +4,3 млрд грн), то в 2020-м он оказал негативное влияние - убыток от курсовых разниц составил -5,5 млрд грн.

Ухудшение экономической ситуации в Украине привело к девальвации национальной валюты: официальный курс гривны относительно доллара США на 31 декабря 2020 года составил 28,27 грн/долл. против 23,69 грн/долл. на 31 декабря 2019 года.

При этом финансовый регулятор принимал меры по снижению негативного эффекта на экономику, отмечают авторы документа. "Для снижения негативного воздействия пандемии COVID-19 на экономику страны Национальный банк Украины постепенно уменьшал учетную ставку с 13,5% годовых, которая действовала с 13 декабря 2019 года, до 10% годовых с 13 марта 2020 года и до 6% годовых, начиная с 11 июня 2020 года. В начале марта 2021 НБУ установил учетную ставку на уровне 6,5% годовых", - говорится в примечаниях к финансовому отчету УЗ.

Кредиты

Тут следует отметить, что кредитные средства ж/д компанией в данный момент привлекаются не для назревших и перезревших инвестиций в инфраструктуру, а для погашения текущих финансовых обязательств. Так, в 2020 году, новые кредиты "Укрзализныци" составили 23,5 млрд грн. На погашение обязательств компании ушло 28 млрд грн (проценты по кредитам составили 3,4 млрд грн).

Что касается размещенных ранее еврооблигаций, в документе отмечается следующее:

- по состоянию на 31 декабря 2020 года УЗ выплатила в полном объеме 80% еврооблигаций Шортлайн Пи-Эл-Си;

- за компанией числится займ в размере 594,9 млн долл. США, полученный в результате размещения еврооблигаций Рейл Кэпитал Маркетс Пи-Эл-Си на Ирландской фондовой бирже в июле и сентябре 2019 со сроком погашения в июле 2024 года.

По состоянию на 31 декабря 2020 года текущие обязательства УЗ превышали ее текущие активы на 17,1 млрд грн (на конец 2019 года они достигали 9,1 млрд грн). "Такая ситуация сложилась вследствие приближения сроков погашения текущей части долгосрочных процентных кредитов и заимствований и девальвации гривны относительно иностранных валют по причине ухудшения экономической ситуации в первом полугодии 2020 года", - объясняется в примечаниях к отчету.

По состоянию на конец 2020 года балансовая стоимость краткосрочных процентных кредитов и займов составляла 16,4 млрд грн (тогда как на конец 2019-го - 14,5 млрд).

Среди вариантов управления долговым обязательствам менеджмент компании рассматривает размещение нового выпуска еврооблигаций в 2021 году.

Долгосрочные обязательства по состоянию на конец прошлого года оценивались в 28,7 млрд грн, краткосрочные - 29,6 млрд грн. В сумме обязательства составили почти 58,3 млрд грн, что на 1,1 млрд больше, чем в 2019 году.

По состоянию на 31 декабря 2020 определенная часть подвижного состава балансовой стоимостью 216 млн грн была использована в качестве обеспечения банковских займов (в 2019 году - 215,607 млн грн).

(Все фото - "Укрзализныця")

Дополнительный финансовый прессинг

Существенным фактором, влияющим на экономические показатели "Укрзализныци" уже традиционно стал налог на землю. В 2020 году он составил 3,6 млрд грн. "Бизнес давно уже говорит о необходимости отмены налога на землю под ж/д путями. УЗ - единственная железнодорожная компания в Европе, которая платит такой налог", - отмечает Дарья Сичкарь. "Грузовые перевозки не должны покрывать убытки от пассажирских перевозок или обеспечивать уплату огромного налога на землю под путями (4 млрд грн). Такой украинский налог на железную дорогу почти не имеет аналогов в мире", - также заявил ранее генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак. Да и в самой "Укрзализныце" уже не раз обращали внимание на то, что земельный налог - это значительные средства, которые можно было бы инвестировать в обновление критически устаревших пассажирских вагонов и улучшение сервиса для клиентов. Ежегодная уплата земельного налога сейчас существенно ограничивает ресурс компании.

Кроме того, над компанией довлеют долги, связанные с временно не контролируемыми территориями Украины. На 31 декабря 2020 года "значительную часть обязательств неконтролируемых территорий составили процентные кредиты и заимствования" на сумму 3,7 млн грн, а также обязательства по договорам аренды в сумме 807 млн грн.

При этом в течение 2020 года "Укрзализныця" получила 26 млн грн дивидендов от ассоциированного предприятия "Укртранслизинг" (в 2019 году - 37,3 млн грн).

Работа над ошибками

Решение проблем, которые оказывают негативное влияние на финансовый результат, в 2021 году должно стать приоритетом для менеджмента и набсовета "Укрзализныци" для сохранения финансовой безопасности компании. Ведь закономерным и традиционным итогом сложившейся ситуации стало очередное недоинвестирование (при плане капитальных инвестиций на 2020 год в 12,6 млрд грн, УЗ фактически инвестировала 9,2 млрд грн, что существенно ниже амортизации в размере 13 млрд грн). "Наибольшую обеспокоенность вызывает хроническое недовыполнение инвестпрограммы. В 2016-2018 гг. выполнение инвестпрограммы составляло 63-67%. 2019 год по всем финпоказателям считается благополучным. Но, несмотря на это, выполнение инвестпрограммы снизилось до 50% (9 млрд грн). В 2020 году инвестиции также составили 9 млрд грн. И только за счет того, что план был снижен 12 млрд грн, удалось выполнить программу почти на 70%", - отмечает Владимир Гусак. 

Наиболее критично недоинвестированной остается инфраструктура, что видно по снижению чистой стоимости ж/д путей и инфраструктуры в 2020 году на 3,8 млрд грн, и в этом заключается ключевая причина аварийности на железной дороге.

В финансовом плане на 2021 год Владимир Жмак и его команда предусмотрели 3,6 млрд грн на эти цели (в том числе 2,9 млрд грн, которые запланированы на реконструкцию ж/д путей), что должно было бы положить начало стабилизации ситуации в этом сегменте. "Хроническое невыполнение инвестиционной программы, привело к тому, что треть железнодорожных путей уже имеют просроченные сроки ремонтов, что привело к тому, что поезда начали массово сходить с рельсов", - говорит Гусак и дополняет, что нигде не было анализа причин невыполнения инвестиционной программы и мер по преодолению этих причин. "То, что можно сказать с уверенностью - инвестиции не делались не потому, что не было денег. В 2015-2019 гг. тариф на грузовые перевозки был повышен в 2,1 раза. Каждый раз повышение аргументировалось тем, что необходимо ремонтировать пути, покупать новые локомотивы и т.д. Но по факту мы видим, что инвестиции все равно были не в полном объеме. В первую очередь хотелось бы, чтобы руководство компании обратило внимание на выполнение инвестиционной программы. Деньги на это были. И сейчас, если проанализировать ту же финансовую отчетность, можно сказать, что деньги тоже есть", - резюмирует он. 

Читайте также Миллиарды убытков: Как "Укрзализныце" уйти от кросс-субсидирования пассажирских перевозок