"Эта компания должна быть кристально прозрачной, как того требуют наши зарубежные партнеры, а также максимально эффективной, как того требует наше общество", - написал 18 июля прошлого года на своей странице в Facebook министр инфраструктуры, сообщив о назначении нового руководителя ГП "Укрдоринвест".  Госкомпания находится в подчинении "Укравтодора" и занимается проведением закупок, организацией тендеров, контролирует результаты выполнения работ по проектам, реализуемым на кредитные средства международных финансовых организаций (МФО) в дорожной отрасли Украины.

Удалось ли добиться эффективности, о которой заявлял министр, что молодой женщине приходится постоянно доказывать опытным дорожникам-гуру, с какими проблемными проектами пришлось столкнуться и, что удалось сдвинуть с мертвой точки. А также о строительстве абсолютно новых участков дорог и перспективных транспортных коридорах мы поговорили с директором "Укрдоринвеста" Еленой Криворучко.

О проектах

Расскажите немного о работе "Укрдоринвеста", его статусе, количестве персонала.

"Укрдоринвест" имеет статус государственного предприятия, которое было создано "Укравтодором" с целью предоставления консультационных услуг по внедрению тех проектов, которые финансируются международными финансовыми организациями. 

Тремя действующими проектами, которые реализуются на сегодняшний день, как раз занимаемся мы, "Укрдоринвест". "Укравтодор" де-юре является органом управления имуществом. Я подчиняюсь непосредственно руководителю "Укравтодора".

Если говорить о численном составе предприятия, то на сегодняшний день – это 53 человека. Но с момента моего назначения я активно отстаиваю позицию необходимости реформирования данного предприятия. Поскольку меня не совсем устраивает деятельность в таком формате, который есть на сегодняшний день. Мне кажется, количество людей существенно завышено. Можно работать меньшим ресурсом, но гораздо эффективнее. Мы уже обговорили необходимость реформирования с господином Новаком (руководитель "Укравтодора". – ЦТС), согласовали со всеми другими стейкхолдерами – а это и Министерство финансов, и МЭРТ, и МФО в лице ЕБРР, ЕИБ и Мирового банка. И надеемся, что с марта мы сможем стартовать с реформой нашего госпредприятия. 

Мне кажется, количество людей существенно завышено. Можно работать меньшим ресурсом, но гораздо эффективнее.  

Какой количественный состав Вы видите оптимальным?

Оптимальным я вижу состав в количестве 25-30 человек с четкой целевой нагрузкой каждого из структурных подразделений. Поскольку у нас три проекта, которые мы реализуем, соответственно, я вижу не вертикальное распределение полномочий, а горизонтальное, где каждое структурное подразделение сможет отвечать за реализацию конкретного проекта и быть в постоянном контакте с представителями МФО, которые финансируют данные проекты.

При существующей непонятной иерархической структуре все зацикливается на руководителе предприятия, и никакое решение не может быть принято без согласования с руководителем. Я считаю, что в рамках работы данного предприятия руководителю не нужны 4-5 заместителей, а достаточно одного.

Весь персонал находится в Киеве?

Региональных подразделений у предприятия нет. Все люди находятся здесь, в Киеве. Но очень часто бывают командировки на места реализации наших контрактов.

Давайте поговорим о промежуточных итогах Вашей работы с момента назначения.

С июля 2016 года, были достигнуты определенные успехи и есть, чем похвастаться. Если говорить о проекте ЕБРР-ЕИБ, то с мертвой точки наконец-то сдвинут проект реконструкции обхода Житомира. Проектно-сметная документация для него была утверждена еще в 2013 году. Но, к сожалению, практически, три года никакие действия не проводились.

На сегодня уже завершена предквалификация участников – отобраны те из них, которые подтверждают свою квалификацию для участия в проекте. На данный момент находятся на согласовании в ЕБРР и ЕИБ результаты данной оценки. Говоря просто, мы отобрали лучших из лучших, которые должны предоставить теперь тендерное предложение, именно ценовое. И уже на основании этого предложения выбирается победитель.

После согласования результатов первого этапа отбора с МФО, мы будем готовы публично объявить торги.

Сколько компаний отобрано для участия во втором этапе?

Непосредственную подачу осуществило 14 компаний. Среди них есть те, которые соответствуют абсолютно всем критериям, есть те, которые соответствуют, но с некоторыми условностями, которые необходимо подтвердить на момент подачи ценового предложения. И есть компании, которые существенно не соответствуют квалификационным критериям, а потому к следующему этапу приглашены не будут.

Турецкие компании, которые строили тоннель под Босфором, попали в число отобранных участников?

Нет, поскольку спецификой проекта реконструкции обхода Житомира является наличие существенного опыта выполнения бетонных работ. Не асфальто-бетонных, а бетонных с определенным темпом в год. И именно этот фактор стал ключевым, который не позволил многим игрокам на международном строительном рынке пройти этот первый этап. 

О горьком опыте

А на каком этапе находится разрешение спора с TODINI?

Создана межведомственная рабочая группа, возглавляемая Министерством юстиции, которая на данный момент уполномочена рассматривать все исковые заявления компании TODINI в адрес Украины. Министерством юстиции наняты юридические советники – британские юристы, которые будут помогать в этом деле.

Сейчас находится на рассмотрении в Высоком суде Англии претензия TODINI к "Укравтодору" касательно взимания последним суммы гарантии выполнения контракта. Контракт предусматривает, что при его разрыве или невыполнении подрядной организацией своих обязательств, заказчик имеет право и даже обязан использовать банковскую гарантию выполнения контракта. И по мере разрыва контракта "Укравтодор" вполне правомерно обратился к эмитенту данной гарантии, к страховой компании AIG, за возмещением той суммы, которая предусмотрена данной гарантией. И вот это решение пытаются оспорить представители подрядчика. Если не ошибаюсь, то на апрель назначено судебное разбирательство. Именно здесь интересы Украины будут представлять британские юристы.

Как Вы считаете, есть у Украины шансы выиграть это дело?

Я считаю, что все правовые нормы были соблюдены "Укравтодором" при разрыве контракта. И те решения медиатора, господина Чапмена, о которых я рассказывала,  когда все решения выносились исключительно в пользу итальянского подрядчика, не вникая в детали, - это всего лишь решения медиатора. Далее контрактом предусмотрены арбитражные разбирательства. Я думаю, мы будем переходить к следующему этапу, если этот спор не будет урегулирован мирным путем. Уже были предпосылки, и компания TODINI предлагала перейти в плоскость мирного урегулирования.

Уже были предпосылки, и компания TODINI предлагала перейти в плоскость мирного урегулирования.

Есть ли механизмы предотвращения привлечения подобных недобросовестных подрядчиков в дальнейшем?

Во всех последующих тендерных процедурах мы особое внимание уделяем финансовому положению компании на момент отбора подрядчика - не только наличию убытка в одном из годов за последние 5 лет. На сегодня мы анализируем всю аудированную отчетность за последние 5 лет, выстраиваем методологию оценки с точки зрения финансовых показателей. Если мы видим хотя бы малейший намек на отсутствие тенденции к долгосрочной прибыльности, то квалифицируем компанию как финансово неустойчивую и не допускаем ее к следующему этапу.

За то время, что Вы работаете в "Укрдоринвесте", много было отсеяно компаний по такому признаку? Какой это процент от общего количества подавших заявки?

Наверное, у порядка 40% компаний, который участвуют в торгах, был выявлен этот негативный тренд. И даже, если эти компании предлагают более низкую цену, мы вынуждены отказываться от их услуг, понимая, к чему это может привести, исходя из имеющегося печального опыта.

03

Вернемся к реализуемым проектам…

В рамках работы с Мировым банком у нас также подписан контракт по строительству трех обходов населенных пунктов. Этот контракт не мог быть реализован в течение боле двух лет. И в сентябре мы активно взялись за работу, довели до конца тендерную процедуру. А в октябре присудили этот контракт турецкой компании, которая активно ведет сейчас все подготовительные работы, чтобы в течение двух лет осуществить строительство. Это обходы населенных пунктов на автодороге М-03 Киев-Харьков-Должанский – это Красногоровка, Покровская Богачка и первая очередь строительства обхода Полтавы.

Название турецкой фирмы можете озвучить?

Это компания Onur.

О первом опыте OPRC

Ранее Вы рассказывали о контрактах OPRC, которые реализуются в Украине. Расскажите на конкретных примерах, как это работает на практике – на каких участках, кто подрядчики? Имел ли место негативный опыт, не приходилось ли и тут разрывать контракты?

Как раз-таки с контрактом OPRC у нас была история и с разрывом контракта, и переход к рассмотрению другого участника. Этот контракт у нас впервые был реализован в рамках проекта ЕБРР и ЕИБ, и подразумевал содержание дороги на участке трассы М-06 Киев-Чоп с 434-го по 621-й километр – от Брод до Стрыя. Тендерная процедура длилась практически два года, поскольку это был пилотный для Украины проект. Очень мало компаний выявили хоть какую-то заинтересованность. В результате выиграла тендер испанская компания ELSAMEX. К сожалению, подрядчик не предпринял меры по мобилизации (найму персонала, ввозу техники). Поэтому действие контракта было прекращено и принято решение, во избежание затяжной тендерной процедуры, присудить контракт участнику, предложившему следующую стоимость. Это была та же турецкая компания Onur. И начиная с августа 2014 года, вот уже третий год, этот контракт успешно реализуется. Контракт подписан на 7 лет. Причем, он гибридный, так как предусматривал и реабилитацию некоторых секций дороги. Только с 2017 года мы переходим здесь на чистый OPRC.

Уже третий год этот контракт успешно реализуется. Но только с 2017 года мы переходим здесь на чистый OPRC.

В чем еще специфика этого конкретного контракта и почему с ним возникали трудности? Контракт предусматривает начисление штрафных санкций подрядчику за несоблюдение норм содержания, предусмотренных контрактом. Эти нарушения должна фиксировать специальная информационная система. Имели место задержки с приобретением и установкой этой системы. Из-за этого подрядчику ошибочно начислялись несправедливые штрафные санкции. Но, к счастью, все спорные вопросы были урегулированы. И со второй половины 2016 года контракт работает практически идеально. 

Читайте также Зима близко: интервью с Артемом Гриненко об актуальных проблемах дорожной отрасли

Помимо этого участка реализуются ли еще где-то контракты OPRC?

Проанализировав успешность упомянутого проекта, Мировой банк предложил, чтобы полностью вся секция дороги М-06 от Киева до Брод (это порядка 400 км) была передана на основаниях открытого тендера подрядчику на условиях OPRC. Возможно, здесь будет гибридный подход - с привлечением ГАК "Автодороги Украины" и участников частного рынка. Работаем. Задача, чтобы весь коридор от Киева до Стрыя обслуживался в рамках контрактов OPRC.

Министр Владимир Омелян высказывался о том, что ГАК "Автодороги Украины" должна стать сугубо сервисной компанией. Если это произойдет, то к ГАК будут применяться контракты, о которых мы говорим?

Это именно то, над чем мы работаем. ГАК всегда пытался участвовать в контрактах, которые финансируют МФО. Но здесь работают правила соответствующих МФО, и, согласно политике банка, участие в тендере не могут принимать компании, которые находятся непосредственно в подчинении заемщика, то есть "Укравтодора". И пока глава ГАК напрямую подчиняется руководителю "Укравтодора", до тех пор компания не может участвовать в торгах с МФО. Поэтому сейчас мы работаем с Мировым банком в направлении запуска какого-то пилотного проекта с исключением из правил и политики банка. Чтобы на каком-то отдельном лоте задействовать облавтодоры, чтобы понять, как это может работать.

О взвешивании на ходу

В одном из недавних интервью Вы говорили о том, что польские консультанты в "Укравтодоре" помогают с внедрением системы взвешивания транспортных средств на ходу. Будет ли здесь задействован "Укрдоринвест" для привлечения средств МФО на реализацию подобных проектов?

На данный момент - это как раз компетенция "Укравтодора" и "Укрдоринвеста". Инициатива внедрения интеллектуальной транспортной системы принадлежит Мировому банку. "Проект развития дорожного сектора" предусматривает поиск консультативной компании, которая разработает такую интеллектуальную систему, куда войдут три компонента: система взвешивания транспортных средств на ходу, система взимания платы за проезд и система скоростного контроля.

Осуществляется поиск консультанта, который разработает интеллектуальную систему, куда войдут три компонента: система взвешивания транспортных средств на ходу, система взимания платы за проезд и система скоростного контроля.

"Укрдоринвест" совместно с "Укравтодором" проводил закупку данного консультанта. И буквально на этой неделе (интервью состоялось 24 февраля. – ЦТС) мы провели переговоры с компанией, которая оказалась лучшей из лучших. И надеемся, что уже в марте мы подпишем с ней контракт.

Его выполнение предполагает множество этапов, начиная с анализа лучших европейских практик и возможности их адаптации к украинским реалиям. С точки зрения помощи в этом процессе, господин Новак привлек своих польских коллег, которые находятся здесь и помогают в "Укравтодоре".

Насколько мне известно, в Польше есть нерешенная проблема – результаты измерения веса на ходу не влекут за собой юридических последствий. Это лишь метод предварительной фиксации, а подтверждать нарушение весовых норм нужно на стационарных весах.

Абсолютно верно. И этот негативный опыт Польши был озвучен, и в обязательном порядке рекомендовалось, чтобы были проведены изменения в законодательной сфере. Именно поэтому, компания, которая будет работать по проекту, уже сейчас привлекает субконсультанта, юридическую компанию, которая, в случае необходимости, должна разработать проект внесения изменений в украинское законодательство. 

Когда должны быть получены результаты работы консультанта?

Консультант будет работать в течение двух лет. Но основные результаты исследований должны быть представлены в течение первого года работы. Далее это будет консультативная поддержка тех органов, которые будут непосредственно внедрять данные механизмы.

Теоретически, когда возможно внедрение этой системы на практике?

Необходимо быть реалистами. Это минимум два года.

Во второй части интервью читайте о том, зачем пять итальянских строительных компаний инспектируют украинские дороги, почему Мировой банк "заморозил" миллионы "Укравтодора", а также об управленческих качествах Славомира Новака, бетонных магистралях и о том, что нужно доказывать дорожникам-гуру.