Я уже рассказывала о трех крупных дорожных проектах, в которых задействован "Укрдоринвест". Один из них - "Панъевропейские коридоры", который финансируется ЕБРР и ЕИБ. Срок реализации данного контракта составляет 7 лет. Общая протяжённость автомобильных дорог, которые входят в проект, составляет 567 километров. Включает это проект и контракт OPRC  по содержанию участка трассы М-06 Киев-Чоп, протяженностью 187 километров.

Что же такое OPRC? Output and Performance-based Road Contract – это, так называемые, контракты, основанные на показателях качества.

Уровень обслуживания дороги есть совокупный индекс, который включает своевременность, полноту и качество предоставляемых услуг по мелкому ремонту и эксплуатационному содержанию дороги. Объемы необходимого текущего ремонта не определяются заказчиком.  В свою очередь, задачей подрядчика является осуществление такого ремонта и эксплуатационного содержания, которое бы позволило достичь уровней обслуживания, закреплённых в контракте. Стоимость услуг подрядчика определяется как фиксированная ежемесячная сумма, скорректированная на цену содержания.

Среди преимуществ контрактов OPRC:

- разделение рисков между заказчиком и подрядчиком;

- прогнозируемость расходов для заказчика;

- высокая необходимость внедрения и применения новых технологий подрядчиком (экономические стимулы);

- возможность отдать определенные процессы на аутсорсинг, сократив уровень затрат ресурсов;

- четкая система проверки – раз в месяц, раз в неделю происходит выборочная проверка до 10% полотна. Также внеплановая проверка может иметь место при жалобах со стороны пользователей на некачественное содержание дороги;

- прозрачный механизм взаимодействий между подрядчиками и государственными органами.

Если говорить максимально просто, то контракты OPRC снижают коррупционные риски и повышают качество содержания дороги.

Подрядчику выгодно удешевить ремонт, одновременно сделав его качество более высоким. Только в этом случае он сможет стабильно и прогнозируемо получать прибыль. Однако если исполнитель, например, "недосыплет асфальта", то ему придется сделать это заново через несколько месяцев. Более того, систематические нарушения условий содержания могут иметь куда более серьезные последствия для подрядчика.

Экономия составляет, как минимум, 10% от стандартной модели содержания дорог государственными структурами.

Что касается непосредственной экономии, то она составляет, как минимум, 10% от стандартной модели содержания дорог государственными структурами. В эти 10% входят расходы на бюрократический аппарат и неэффективность государственного управления коммерческими компаниями.

В целом, вопрос перехода на контракты OPRC – это, скорее, задача наладить доверие подрядчиков к Украине. В том числе, благодаря принятию сильной законодательной базы, направленной на защиту их прав.