Судебное разбирательство вокруг права контролировать хендлинговую компанию "Свиспорт Украина" завершилось поражением ее швейцарского акционера – Swissport International. Апелляционный суд обязал его продать 70,6 % в уставном капитале другому совладельцу – "Международным авиалиниям Украины" (МАУ) – за 400 тыс. долл. Таким образом, украинский авиаперевозчик становится полноправным хозяином данного предприятия, сконцентрировав в своих руках 100% некогда совместного предприятия. Сегодня эта структура занимается обслуживанием таких компаний, как "Аэрофлот", Air France, Alitalia, Arkia, Turkish Airlines, "Трансаэро", British Airways, Austrian Airlines, "ЮТэйр", El Al, Wizz Air в аэропортах Борисполь, Жуляны и Харьков.
В "Свиспорт Украина" от комментариев воздерживаются, однако, по данным издания Loadstar, вице-президент Swissport International Марк Скиннер не скрывает своего недовольства решением суда. "Странным было не только решение суда, но и оценка компании, которая основывалась на устаревших показателях", - сказал он. В то же время, несмотря на это, Swissport не намерен обжаловать решение. "Существует техническая возможность подать кассацию, однако шансы выиграть ее очень невелики", - сетует Скиннер.
МАУ же, со своей стороны, считают решение справедливым. "27 марта 2013 года суд апелляционной инстанции оставил в силе решение, по которому МАУ выкупила 100% доли в хендлинговом агенте Swissport International. Покупка была утверждена судом на основании оценки, одобренной Swissport International, и на условиях, которые ранее оговаривались между сторонами. Механизм принудительного выкупа, которым воспользовалась МАУ, был согласован сторонами, и каждая из сторон при определенных условиях могла его применить.
МАУ была вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав как миноритарного акционера "Свиспорт Украина", столкнувшись с откровенно враждебными действиями своего швейцарского партнера Swissport International, который фактически лишил МАУ прав на участие в управлении общим бизнесом и, более того, предпринял попытку в одностороннем размыть долю МАУ", – сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе перевозчика.
"ЮТэйр" уже отказался от услуг "Свиспорт Украина"
В компании также считают, что после продажи в 2006 году контроля в уставном капитале "Интеравиа" и переименования его в "Свиспорт Украина" МАУ практически лишились права в управлении и получили трехлетний контракт на обслуживание со Swissport International без права расторжения. "После приватизации МАУ попыталась договориться о цивилизованных правилах управления общей компанией, однако все переговоры зашли в тупик, а на 6 марта 2012 года Swissport International созвал собрание акционеров, на котором проголосовал за размытие доли МАУ и утвердил оценку долей в "Свиспорт Украина" для их выкупа", – высказывают ответное возмущение "Международные авиалинии".
В результате МАУ получают структуру, на долю которой приходится порядка 60% пассажирского хендлинга в аэропорту Борисполь. При этом от бренда "Свиспорт Украина" нужно будет отказаться. Однако сам Swissport ставить крест на украинском рынке пока не собирается. По словам Скиннера, темпы роста в регионе всегда радовали, а потому оператор собирается снова прийти в нашу страну. Но в какой форме будет работать швейцарская компания, пока неясно. Возможно, она сделает это самостоятельно, однако не исключено и сотрудничество с новым местным партнером. "Нам нужно быть очень осторожными в выборе партнера. Мы будем конкурировать с МАУ, но я не думаю, что соперничество продлится долго, так как у украинских операторов очень плохие показатели по безопасности, и у нас будет возможность выиграть рынок", - амбициозно заявляет он.
Украинские авиакомпании, которые обслуживались у СП Swissport и МАУ, реагируют на изменения достаточно спокойно, несмотря на то, что оператор оказался в руках их конкурента. "Мы знаем о смене контроля в "Свиспорт Украина" и продолжаем получать их услуги в соответствии с условиями нашего контракта", – сообщил Центру транспортных стратегий вице-президент группы Wizz Air Джон Стивенсон.
А украинская "дочка" российского "ЮТэйра", как выяснилось, недавно отказалась от услуг "Свиспорт Украина". "Мы уже не обслуживаемся у "Свиспорт Украина" в течение двух недель", – сказал Центру транспортных стратегий генеральный директор компании Юрий Блаженков. По его словам, обслуживанием "ЮТэйр Украина" занимаются собственное хендлинговое подразделение аэропорта Борисполь, так как чартерные рейсы выполняются именно оттуда, а также ООО "Украинская хендлинговая компания". Участники рынка связывают эту структуру с самим "ЮТэйром". А потому, пожалуй, логично предположить, что перевозчик начал обслуживать себя сам, тем самым обезопасив себя от возможных невыгодных условий со стороны конкурента. Кроме того, данный оператор может выступить новым партнером Swissport при повторном выходе на украинский рынок.