В воскресенье, 10 марта, через 6 минут после взлета из аэропорта Аддис-Абебы разбился Boeing 737 MAX 8 Ethiopian Airlines. Одна из ведущих африканских авиакомпаний получила данное воздушное судно лишь в ноябре 2018 года. На борту находились 149 пассажиров и 8 членов экипажа, направлявшихся в столицу Кении - Найроби. Трагедия, повлекшая множество людских жертв, получила резонанс в мировых СМИ еще и потому, что стала вторым подобным инцидентом с одним из самых современных и востребованных на данный момент типов самолетов.

Катастрофы Lion Air и Ethiopian: что общего

Только дальнейшие расследования смогут показать, были ли схожими причины двух инцидентов. Но обстоятельства, при которых произошла авария в Эфиопии, на первый взгляд, схожи с обстоятельствами крушения 737 MAX в Индонезии 29 октября 2018 года. Тогда лайнер авиакомпании Lion Air рухнул в море через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. До потери связи экипаж отправил запрос на возвращение в аэропорт вылета. Всего на борту было 189 пассажиров и членов экипажа. На момент катастрофы данное ВС эксплуатировалось всего около двух месяцев и считалось полностью пригодным к использованию. Правда, за несколько дней до авиакатастрофы пилоты жаловались техникам на расхождение показаний указателей скорости, но согласно документам авиакомпании, техники устранили неполадки.

Делать выводы относительно причин катастрофы в Эфиопии пока слишком рано, однако, как пишет Bloomberg, опубликованные фото с места падения 737 MAX свидетельствуют о том, что самолет на высокой скорости столкнулся с землей носовой частью. Если эксперты подтвердят это предположение, это будет означать еще одну общую черту с катастрофой, случившейся в Индонезии.

Стоит отметить, что следователи по авиационным происшествиям в Индонезии еще не подготовили окончательный отчет, в котором объясняется, в какой степени "хроническая" проблема некорректной работы датчика угла атаки (из-за которой нос самолета автоматически направляется вниз и пилотам приходится исправлять эту проблему в ручном режиме) повлияла на трагический исход рейса Lion Air 610.

Однако если пилоты индонезийской авиакомпании не были должным образом проинформированы о различиях между 737 MAX и предшествующих моделей Boeing, этого нельзя сказать о пилотах Ethiopian Airlines. Любой пилот, летающий на данном типе ВС с октября 2018 года должен быть хорошо осведомлен о проблеме и методах ее решения - в первую очередь, благодаря директиве Федеральной авиационной администрацией США (FAA), тем более, что у штурвала самолета эфиопской авиакомпании находился опытный командир с более чем 8 тыс. часов налета.

Но следует также учесть и общий уровень соблюдения правил безопасности африканскими авиакомпаниями. Согласно отчету ICAO, в 2017 году полеты на Африканском континенте считались самыми небезопасными на планете: по статистике, в Африке случается 5,3 авиационных инцидента на 1 млн вылетов. Для сравнения, в Европе этот показатель равен лишь 1,4. Правда, что касается непосредственно Ethiopian Airlines, то с 2000 года с судами этой ВС приключилось всего 3 авиационных происшествия и катастрофа 10 марта 2019 года стала крупнейшим из них.

Реакция заказчиков 737 MAX

Какова бы ни была окончательная причина, по состоянию на 11 марта эксплуатанты из некоторых стран мира задумались о приостановке полетов Boeing 737 MAX. В первую очередь, все четыре оставшихся ВС данного типа уже приземлили в Ethiopian Airlines. К слову, всего компания заказала 30 самолетов этого типа (25 ожидаются к поставке).

Также сейчас в воздухе не находится ни один Boeing 737 MAX китайских эксплуатантов. Временно прекратить использовать эти самолеты с 18:00 по местному времени (12:00 по Киеву) всем местным авиакомпаниям приказали авиационные власти Китая.

Необходимость приземлить все ВС этого типа обсуждают регуляторы воздушного движения Индонезии, Южной Кореи, Индии.

Авиакомпании из других стран более осторожно отнеслись к возможности приостановки использования Boeing 737 MAX, однако уже точно известно о намерении приземлить все свои суда этого типа перевозчиком Cayman Airways.

Как пишет ВВС, раздумывают над приостановкой полетов, однако пока не уверены и "находятся в тесном контакте" с производителем следующие эксплуатанты: Norwegian (имеют во флоте 18 самолетов 737 MAX), flydubai (14), немецкая TUI Group (6).

Кто еще летает на ВС данного типа?

Список компаний-эксплуатантов довольно обширный. Ссылаясь на данные Boeing по состоянию на конец января, назовем самые крупные из них: Southwest Airlines (США), American Airlines (США), Air Canada, Lion Air (Индонезия), WestJet (Канада), TUI Travel PLC (Великобритания), SpiceJet (Индия).

Летают эти ВС и во флоте авиакомпаний соседних с Украиной стран, а также стран СНГ:

- LOT, Польша

- Turkish Airlines

- Enter Air, Польша

- S7 Group, Россия

- Corendon Airlines, Турция

- SCAT, Казахстан.

Большинство указанных выше эксплуатантов только начали получать воздушные суда данного типа и ожидают дальнейших поставок.

В Украину на 737 MAX летают LOT, Turkish Airlines и flydubai.

Вскоре присоединиться к списку обладателей новейшего типа ВС намерена и первая украинская авиакомпания - МАУ. Сборка первого Boeing 737 MAX 8 уже завершена, поставка запланирована на март текущего года.

На вопрос ЦТС о возможности пересмотра планов компании в контексте второй за полгода аварии с ВС этого типа в МАУ ответили следующим образом: "Мы искренне надеемся на то, что причины трагедии будут установлены в ближайшие сроки. МАУ внимательно следит за ходом расследования и находится в постоянном диалоге с производителем авиатехники".

Также эксплуатантом 737 MAX в Украине станет в 2023 году SkyUp Airlines. В компании договорились о поставке двух Boeing 737 MAX 8 и трех среднемагистральных Boeing 737 MAX 10 с опцией дозаказа еще пяти самолетов этих же моделей. ЦТС обратился за комментарием в SkyUp, однако на момент публикации материала не получил ответа на свой запрос.

Как утверждают в Boeing, поколение самолетов 737 MAX является наиболее продаваемым в истории корпорации. В данный момент компания поставила заказчикам 350 самолетов и еще 4661 ожидают поставки. Однако даже до катастрофы в Эфиопии американский авиагигант проигрывал в количестве заказов своему конкуренту Airbus и его семейству A320neo - по данным Bloomberg, уже поставлены или заказаны около 6,5 тыс. ВС семейства A320neo.