2 июля состоялось заседание коллегии Министрества инфраструктуры при участии премьер-министра Арсения Яценюка. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский отчитался о текущем состоянии процесса реформировании морского и речного, железнодорожного, автомобильного транспорта. Интересно, что премьер больше всего интересовался темой реформирования портов. Мы подобрали наиболее интересные аспекты вчерашней коллегии.
Отчет об эффективности ГЧП в портах
Арсений Яценюк потребовал от заместителя министра инфраструктуры Юрия Васькова подготовить отчет об эффективности соглашений государственно-частного партнерства в портах. По словам Юрия Васькова, государственные стивидорные компании сейчас переваливают более 35% грузов самостоятельно, остальное переваливают либо предприятия, которые полностью созданы за частные средства, или же работают на условиях государственно-частного партнерства. "Сейчас существует около 20 соглашений о государственно-частном партнерстве в портах. По ним внесено более одного миллиарда долларов инвестиций", - отметил Васьков. Он таже сообщил, что износ портовой инфраструктуры государственных стивидорных компаний находится уже на уровне 90%.
Свободная практика в портах
Арсений Яценюк предложил внедрить механизм свободной практики обработки судов во всех портах Украины и сократить число проверяющих органов до показателей европейских портов. По данным замминистра инфраструктуры Юрия Васькова, на сегодня свободная практика внедрена только в половине портов.
"Сокращение числа проверяющих органов - это является условием безвизового режима в том числе. Сейчас все, у кого есть погоны и удостоверения, - все пасутся", - отметил Яценюк. Премьер предложил не ждать, пока необходимое сокращение контролирующих органов пройдет через парламент и поручил министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому подготовить предложения, находящиеся в компетенции Кабмина.
"То, что можно сделать на уровне Кабмина, мы сделаем, дайте свои предложения по неотложной процедуре. По крайней мере, через решение Кабмина сократите количество проверяющих инспекций в портах. Кто сюда заплывать будет, если с собой еще чемодан денег надо, чтобы всем раздать?", - подчеркнул Яценюк.
Термин "свободная практика" означает разрешение на проведение грузовых операций на судне до момента окончания работы комиссии, поднимающейся на борт для выполнения формальностей в порту прибытия. Возможность приступить к загрузке-разгрузке судна сразу же после его швартовки сокращает время непроизводительных простоев флота, что выгодно как портовикам, так и судовладельцу. Так, по опыту обработки судов-контейнеровозов в Одесском порту: экономия стояночного времени составляет до 25 суток в год, дополнительный доход порта - 6 млн долларов, судовладельца - не менее 2 млн долларов.
"Кто сюда заплывать будет, если с собой еще чемодан денег надо, чтобы всем раздать?", - подчеркнул Яценюк.
Рост доходов – это девальвация
Арсений Яценюк заявил, что рост доходов портовой отрасли не является заслугой менеджемента портов, а следствие девальвации национальной валюты. "Увеличение доходов связано только с одним – с арифметикой. Курс национальной денежной единицы, поскольку все портовые сборы привязаны к курсу доллара", - сказал Яценюк.
По данным озвученным заместителем министра инфраструктуры Юрием Васьковым, за пять месяцев текущего года объем грузоперевалки в портах Украины вырос на 4%, а платежи в бюджет от портовой отрасли увеличились до 2,7 млрд гривен, чистая прибыль выросла в три раза – до 3 млрд гривен.
К концу года чистая прибыль ожидается на уровне 8 млрд гривен. Вместе с тем, Васьков отмечает катастрофическое снижение инвестиций в развитие портовой отрасли, а также утверждает, что уровень износа инфраструктуры государственных стивидорных компаний достиг уровня 90%.
Морской трибунал над Россией
Арсений Яценюк поручил заместителю министра инфраструктуры Юрию Васькову заняться подготовкой Морского трибунала в отношении Российской Федерации. "Часть судов, которые заходят на территорию Украины, которая пока что подконтрольна россиянам в Крыму, потом беспрепятственно заходят в порты Украины. Контроль за такими судами должен быть вашей компетенцией. Хочу напомнить, что это нарушение международного права и министерство должно активно штрафовать и не допускать таких нарушений", - подчеркнул Яценюк. Как писал портал ЦТС ранее, украинская портовая отрасль потеряла около 8% своих доходов вследствие аннексии пяти крымских портов. Потери в грузоперевалке составили 10% от общего объема.
Иностранные инвесторы смотрят на порты
"Вскоре будет подписано один-два меморандума с иностранными инвесторами, которые готовы инвестировать сотни миллионов долларов в порты Украины", - заявил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. При этом он подчеркнул, что стивидорную деятельность в Украине необходимо приватизировать. Напомним, 19 июня, в Министерстве инфраструктуры состоялось подписание меморандума между ГП "Ильичевский морской торговый порт" (ИМТП) и французской компанией Soufflet Group, крупным мировым игроком на зерновом рынке. По словам директора компании "Нью Ворлд Грейн Юкрейн" (входит в Soufflet Group) по черноморскому региону Николая Горбачева, объем инвестиций в строительство зернового терминала составит до 100 млн долларов.
Реформа "Укравтодора" по польскому пути
"Мы начали реформу "Укравтодора" с его децентрализации, передаем его функции на места, а также разбиваем монополию на услуги", - заявил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. Министр также отметил, что реформируя "Укравтодор" Украина идет по польскому пути. "Там такая реформа заняла пять лет", - отметил Пивоварский. По его словам, необходимо создать предусловия, чтобы в случае открытия возможности получения финансирования из фондов Евросоюза, наше дорожное хозяйство могло эти деньги освоить. Пивоварский также сообщил, что готовится законопроект о дорожном фонде.