С наступлением лета украинские авиакомпании традиционно ожидают увеличения пассажиропотока за счет большого количества туристов. Особо привлекательными для них остаются чартерные перевозки, которые составляют около четверти пассажиропотока: в прошлом году на них пришлось два из восьми миллионов перевезенных пассажиров. Для перевозчиков такой вид деятельности выгоден хотя бы потому, что туроператоры, заказывая рейс под большие группы, обеспечивают полную загрузку самолета, которая на регулярном рейсе есть не всегда. Тем более что один борт может принять группы сразу нескольких операторов. При этом такие рейсы закреплены за авиакомпанией, но лететь без необходимости она не обязана. В свою очередь, пассажирам билет обходится обычно где-то на 20% дешевле.
Основными игроками на украинском рынке чартерных перевозок называют "Розу ветров" (Windrose), которая отказалась в их пользу от рейсов регулярных еще в 2010 году, и "Международные авиалинии Украины", годами осуществляющую такие рейсы в десятки аэропортов Европы и Северной Африки. Они давно сотрудничают: еще в 2007 году "Роза ветров" стала брать у МАУ самолеты в коммерческий лизинг (выполняла рейсы под флагом МАУ, но полностью несла ответственность за самолет).
Но прибыльный рынок интересует и другие авиакомпании, некоторые ради него даже расширяют свой авиапарк. Так, крымская авиакомпания Air Onix решила взять два Boeing 737-400, а "ЮТэйр-Украина" – три новых Boeing 737-800NG, которые будут летать в Турцию, Грецию, Египет и Западную Европу.
Всю важность чартерных перевозок понимают и в аэропортах. Чартерные рейсы из "Киева" осуществляют "ЮТэйр-Украина", "Хорс" и Air Onix. Но при полной загрузке салона и топливных баков он не может принимать большие самолеты, такие, как A320 или Boeing 737-800. Из-за этого "ЮТэйр-Украина", получив первый Boeing, решила выполнять чартерные рейсы на нем из более дорогого "Борисполя". Теперь "Киев" планирует до конца года удлинить взлетно-посадочную полосу аэродрома на 150 м (сейчас она составляет 2310 м).
Доля чартерных пассажиров от общего количества пассажиров, которые обслуживаются в "Борисполе", в зависимости от сезона, составляет 13-15%. В прошлом году их было около 1,3 млн. человек. Приблизительно такой же процент чартерных пассажиров и у аэропорта Донецка им. С.С.Прокофьева: в 2012 году чартерными рейсами воспользовалось около 15% пассажиров из миллиона. Чартерные рейсы составили около 40% от общего количества – более 19 тыс. рейсов.
В этом году в Украине ожидается расширение маршрутов, на которых будут осуществляться чартерные перевозки. Так, в летнее расписание аэропорта "Борисполь" уже вошли чартерные рейсы в Бодрума (Турция), Бургаса (Болгария), Даламан (Турция), Мадейры (Португалия), Ираклиона (Греция), Косы (Греция), Родоса (Греция), Тивата (Черногория), Варны (Болгария).
С началом курортного сезона "Днеправиа" стала выполнять регулярные рейсы из Киева и Москвы в севастопольский международный аэропорт Бельбек.
Необходимость расширять маршрутную сеть признают и в турфирмах, которые отмечают, что каждый год на отдых за рубеж летает в большинстве одни и те же люди, и им нужно разнообразие. Поэтому Турция и Египет уже теряют былую популярность. Общая выручка украинских туроператоров от турецкого направления в 2012 году сократилась на 170 млн. гривен, египетского – на 10 млн. гривен. Они отмечают появление дешевой альтернативы для отдыха: Испании и Греции. В минувшем году были популярны Шри-Ланка и Вьетнам, интерес вызвал курорт Гоа, где стоимость отдыха снизилась на треть благодаря запуску чартерных рейсов.
В нынешнем году одна из крупнейших туристических компаний Турции "ОТI" планирует открыть чартерный туристический рейс из Украины в китайскую островную провинцию Хайнань, которую позиционируют как международный туристический остров. Из-за отсутствия прямых авиарейсов туристы делали пересадку в Москве или Пекине, и на дорогу уходили сутки. Новый чартерный рейс в Хайнань будет выполняться из Донецка, и время в пути сократится до 8 часов.
Чартеры популярны даже в регионах, где услугами авиаперевозчиков пользуются не часто. Так, компания "Азовмаш Холдинг", которая арендует Мариупольский аэропорт, сообщила, что с 26 апреля из него осуществляются полеты в Грецию. Рейсы в Афины, Салоники, на острова Крит, Родос, Санторини и Миконос взялась выполнять греческая авиакомпания Omega Airlines. Было решено, что каждый день самолеты Boeing 737 будут летать в один из пунктов Греции. И под каждый рейс выполнять трансфер пассажиров из Донецка, который расположен в 110 км от Мариуполя.
Турция и Египет уже теряют былую популярность. Общая выручка украинских туроператоров от турецкого направления в 2012 году сократилась на 170 млн. гривен, египетского – на 10 млн. гривен.
Конкуренция на этом рынке уже возрастает. Так, с июня AirOnix планирует выполнять рейсы из Киева, Львова и Одессы – в Тиват (Черногория), Варну, Бургас (Болгария), Сплит, Пула (Хорватия). Из Киева будут выполняться все эти рейсы, из Львова компания будет летать в Бургас и Тиват, из Одессы – в Тиват. Это не смотря на то, что, как прокомментировал генеральный изданию Forbes директор "Розы Ветров" Владимир Каменчук. по этим маршрутам чартерные рейсы много лет выполняют "Роза Ветров" и МАУ, и "ничего нового AirOnix предложить не сможет".
Интерес к пассажирским чартерным перевозкам будет только возрастать. По информации в СМИ, ожидается, что ими займутся небольшие компании. Желание осуществлять чартерные рейсы из Харькова выразил уже владелец "Харьковских авиалиний" бизнесмен Александр Ярославский. "Карту маршрутов первоначально сформируют чартерные рейсы, которые авиакомпания начнет выполнять в сотрудничестве с туристическим оператором Pegas Touristik, а в дальнейшем будет организовано регулярное авиасообщение", – заявила пресс-служба компании. Согласно полетной программе летнего сезона, будет выполнено более 40 рейсов из Харькова, Киева и Донецка. Компания делает ставку на средне- и дальнемагистральные рейсы. Первыми откроются рейсы из Киева на Гоа и в Бангкок. В целом появление новых игроков должно позитивно повлиять на рынок перевозок.