19 сентября стало известно, что в рамках InnoTrans 2018 "Укрзализныця" подписала меморандум с Alstom, который направлен на сотрудничество в целях поставки в Украину и обслуживания локомотивов. Потребность УЗ оценили в 495 электровозов различного напряжения, грузовых и пассажирских.

За день до подписания документа ЦТС удалось пообщаться на крупнейшей железнодорожной выставке мира с первым вице-президентом Alstom в Европе Джан-Лукой Эрбаччи, и расспросить о ходе переговоров с украинской стороной, а также выяснить, какие планы у французского железнодорожного гиганта есть в отношении украинских производителей.

 

Джан-Лука, что для вас InnoTrans 2018?

Как обычно, InnoTrans - это возможность обменяться мнениями по поводу рынка с нашими партнерами и клиентами, здесь мы говорим о трендах. Раз в два года есть такая хорошая возможность прислушаться к ритму того, как развивается железнодорожный бизнес.

Довольны ли вы тем ассортиментом продукции, которой в этом году представляет ваша компания?

Да, я очень доволен, потому, что я лично участвовал в выборе тех продуктов, которые сейчас представлены на выставке. Это региональный поезд Сoradia Stream "Pop" для Trenitalia, маневровый локомотив Prima H4, электробус Aptis, также это наши ключевые продукты по цифровой мобильности, сигнализации, управлению движением поездов.

На выставке вы показываете то, что будет. Хочу спросить о том, что есть сейчас - сколько локомотивов в 2018 году выпустили предприятия Alstom по всему миру?

Во-первых, мы не говорим о будущем - вся представленная продукция уже выпускается. Что касается локомотивов, то за последние 20 лет мы произвели более 4200 единиц. В этом году строится около 30 локомотивов, а в следующем году их будет в три раза больше - в районе 100. Все зависит от того, какого размера эти локомотивы. Для колеи 1520 мм как раз нужны мощные электровозы - самые мощные, которые мы производим. Это сложный продукт и поэтому нужно больше времени для их производства.

Мы говорим сейчас только о магистральных локомотивах?

Да. Но все зависит от графика, о котором мы договорились с клиентом, какие у него потребности, финансовые возможности.

Локомотивы для колеи 1520 мм Alstom выпускает только в Казахстане?

У нас два завода, которые способны выпускать такие локомотивы - в Казахстане и Бельфоре во Франции. В Бельфоре находится конструкторское бюро, а производство есть и там и в Астане.

В Бельфоре в данный момент выпускается такая продукция?

Да, здесь мы строили первые локомотивы для Азербайджана. А дальше серийное производство - в Казахстане.

Вы имеете в виду пассажирские локомотивы для Азербайджана?

Да.

DLsDjMGXkAAYSjJ

Первый локомотив Prima AZ4A для Азербайджана, построенный в Бельфоре

Какова основная цель альянса с Siemens и на каком этапе слияния вы сейчас находитесь?

Основная причина в том, что конкуренция в мире постоянно усиливается. И мы думаем, что этот глобальный альянс позволит нам быть еще выше на гребне инноваций, укрепит наши позиции по отдельным продуктам. 

Сейчас мы находимся на этапе антитрастового расследования Еврокомиссией, которая изучает, какое влияние окажет слияние на рынок. Результаты расследования должны быть известны в конце текущего года - начале следующего. Мы планируем, что завершим слияние в течение первого полугодия 2019 года.

Вы не боитесь, что продукция Alstom и Siemens будет конкурировать между собой в этом альянсе?

Во-первых, об этом пока рано говорить. Во-вторых, и для Alstom и для Siemens очень важно сохранить отношения со своими существующими заказчиками, сохранить непрерывность поставок привычной для клиентов продукции. В железнодорожной промышленности поезд должен быть рассчитан на 30 лет, и мы должны обеспечить непрерывность жизни поездов, их обслуживания, поставок запчастей. Поэтому мы особо не обеспокоены, что потеряем традиционных клиентов.

В апреле делегация Alstom побывала в Киеве. После этого были еще визиты в Украину, велись ли переговоры о поставках электровозов?

Прежде всего, я был во главе этой делегации. В апреле мы ездили с командой технических, коммерческих, финансовых специалистов. Мы встречались с основными участниками транспортного рынка в Украине. У меня осталось очень хорошее впечатление от общения с ними и от того интереса, который они проявили к нашей компании.

Но после апреля переговоры были?

Коммерческие переговоры конфиденциальны. Но, конечно, могу подтвердить, что мы продолжали их вести постоянно с потенциальными партнерами. И все движется в положительном направлении.

Какие сдерживающие факторы вы видите в ходе этих переговоров?

Особо никаких ограничений нет. Как и в любых переговорах, нужно договориться о технических моментах, о количестве, о возможностях финансирования, об условиях контракта. Никаких особенностей в украинских переговорах нет, что бы отличало их от других стран.

Когда планируется следующий визит французской делегации в Украину?

Во время моего визита я решил, что нам нужно иметь представительство в Киеве и 2 июля оно было открыто - мы наняли человека, который теперь представляет Alstom в Украине. Сейчас он проходит подготовку по всем продуктам компании: локомотивам, трамваям, метро.

Как я сказал, переговоры с украинской стороной ведутся непрерывно. В зависимости от потребности, наши сотрудники ездят в Украину практически каждую неделю.

Скорее всего, "Укрзализныця" будет закупать локомотивы партиями. В первой партии потенциально может быть 200 локомотивов.

В киевском представительстве только один человек работает?

На сегодняшний день - да. Когда необходимо, он обращается к нам за юридической, коммерческой, технической поддержкой. А когда у нас уже будет контракт, тогда будет и соответствующая команда, количество членов которой будет зависеть от той деятельности, о которой мы договоримся.

Честно говоря, после открытия о деятельности представительства ничего особо не было слышно…

Сейчас нашей целью не является дать много информации прессе. Мы намеренно пока не распространяемся о переговорах, потому что на рынке большая конкуренция. Мы расскажем о деталях контракта, когда его подпишем и приступим к выполнению.

Когда бы вы хотели подписать контракт?

Вчера (смеется. - ЦТС).

А серьезно?

Если серьезно, то в следующем году было бы хорошо подписать контракт. Но переговоры продолжаются.

_B9A5113

Джан-Лука Эрбаччи на подписании меморандума между УЗ и Alstom

В июне в Астане было объявлено, что Alstom хочет поставить в Украину около 300 электровозов. За прошедшие месяцы это число как-то корректировалось?

Что касается объемов, то я бы хоть тысячу хотел поставить, но, по нашей информации, "Укрзализныце" нужно около 500 электровозов. Это большое количество и для него необходимо большое финансирование. Скорее всего, "Укрзализныця" будет закупать локомотивы партиями. И, скорее всего, потенциально 200 локомотивов будет в первой партии.

За какой период времени вы способны произвести эти 200 локомотивов?

Мы можем произвести столько, сколько нужно заказчику. На самом деле, у нас есть больше заводов, где это возможно сделать.

Насколько технологически сложной является перестройка производства подвижного состава со стандарта 1435 мм под стандарт 1520 мм?

С точки зрения технологий здесь нет особых различий. Более серьезные усилия предпринимаются по системам энергоснабжения электровозов. Потому, что, как я говорил, локомотивы для стандарта 1520 мм очень мощные - 8800 кВт. 9000 т полезной нагрузки у этого электровоза.

Что касается возможной локализации производства в Украине, то какой объем хочет украинская сторона и сколько вы готовы предложить на первоначальном этапе?

Объем локализации сильно зависит от условий финансирования. Когда одно государство просит у другого о финансировании, то это другое государство, например, Франция, просит, чтобы значительная доля производства осуществлялась во Франции. Но мы изучаем возможности и ищем потенциальных партнеров в Украине, для того, чтобы делать часть работ в вашей стране.

КВСЗ - очень интересный партнер. Могу сказать, что выглядят они хорошо.

Что касается финансирования, то все же велика вероятность, что это будет французское финансирование?

Это одна из возможностей. Но это конфиденциальная информация. Могу лишь сказать, что мы обсуждаем такую возможность с правительством Франции.

Вашим представителем в Киеве является Вадим Павленко, который ранее работал на Крюковском вагоностроительном заводе. Не означает ли это, что именно этот завод вы рассматриваете как площадку для локализации, как сейчас сделала General Electric?

Это один из потенциальных партнеров. Мы изучаем такую возможность - это очень интересный партнер. Могу сказать, что выглядят они хорошо.

Весной заявлялось, что Alstom также изучает возможность выпуска на базе украинских предприятий деталей, компонентов для локомотивов. Так ли это на самом деле?

Да. Мы рассматриваем Украину не только как рынок для продажи поездов или локомотивов, мы рассматриваем ее как возможного промышленного партнера для производства здесь запчастей, которые будут поставляться на мировой рынок, во все страны мира.

В октябре на транспортной выставке в Украине (Rail Expo. - ЦТС) мы будем организовывать день для поставщиков. Наш директор отдела закупок и его команда будут встречаться с десятками потенциальных украинских поставщиков, чтобы объяснить, каковы потребности Alstom, что требуется компании для мирового рынка.

Мы рассматриваем Украину как возможного промышленного партнера для производства здесь запчастей, которые будут поставляться на мировой рынок.

Вы могли бы назвать хотя бы несколько видов такой продукции?

Металлические детали, электронные системы, сварные изделия и множество других запчастей, сборок для поездов, трамваев.

О производстве компонентов и поставках локомотивов вы договариваетесь в рамках одних переговоров или это отдельные переговорные процессы?

Это разные переговоры. Эти два процесса идут параллельно.

Знаете ли вы о действиях ваших конкурентов на украинском рынке?

Мы уважаем наших конкурентов, но не комментируем их деятельность. Мы надеемся, что будем лучшим выбором для наших украинских партнеров.

Читайте также Вариант для Украины? Alstom в Казахстане представил первый экспортный локомотив