22 мая Евросоюз официально запустил в Украине программу "EU4Digital: поддержка цифровой экономики и общества в Восточном партнерстве". Среди прочего, она должна способствовать упрощению экспортных процедур в электронной торговле, уменьшению задержек товаров на границе. Как известно, в конце минувшего года ЕС сделал не менее значительный шаг в направлении трансграничного сотрудничества и интеграции инфраструктуры Украины в общеевропейскую - 39 украинских инфраструктурных проектов, предусмотренных стратегией Drive Ukraine 2030, были включены в индикативный план строительства трансъевропейской транспортной сети TEN-T.

После презентации EU4Digital ЦТС удалось задать несколько вопросов Йоханнесу Бауру, руководителю отдела программ помощи "Экономическое сотрудничество, энергетика, инфраструктура и окружающая среда" Представительства ЕС в Украине, о том, насколько соотносятся TEN-T и Национальная транспортная стратегия, и какое направление в развитии инфраструктуры Украины в Евросоюзе считают приоритетным.

Ранее вы заявляли, что Национальная транспортная стратегия Drive Ukraine 2030, которая разрабатывалась украинской стороной совместно с европейскими партнерами, позволит создать эффективную транспортную систему в Украине. Но не считаете ли вы документ слишком общим и поверхностным?

Национальная транспортная стратегия должна быть дополнена различными отраслевыми стратегиями и дополнительными планами действий, которые нужно предварительно разработать. Это во многом будет зависеть от политической ситуации в Украине. После грядущих изменений в парламенте и правительстве, мы посмотрим, каковы будут намерения нового правительства. Но, конечно, мы будем нарабатывать законодательство и дополнительные планы действий уже в конкретном секторе. На данном же этапе эта стратегия и должна быть довольно общей. 

Национальная транспортная стратегия должна быть дополнена различными отраслевыми стратегиями и дополнительными планами действий.

39 украинских инфраструктурных проектов, которые предусмотрены Drive Ukraine 2030, включены в план строительства трансъевропейской транспортной сети TEN-T. Какие из этих проектов лично вы считаете приоритетными?

Расширение транспортных коридоров TEN-T чрезвычайно важно для нас и является приоритетным для тех стран ЕС, которые являются соседями Украины, - Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Но, к сожалению, в Украине пока недостаточно инфраструктурных проектов, которые уже готовы к тому, чтобы получить инвестиции от международных финансовых институций. 

Каковы тогда перспективы получения финансирования со стороны Евросоюза на эти проекты?

Европейский Союз не финансирует инфраструктурные проекты, но мы предоставляем обширную техническую помощь, необходимую для финансирования инфраструктурных проектов ЕИБ, ЕБРР и частично Всемирным банком. Я сейчас не владею цифрами, но мы поддерживаем определенное количество ТЭО и пре-ТЭО, предоставляем техническую помощь инфраструктурным проектам. И одним из следующих приоритетов будет инфраструктура на Азовском море, в связи с тем, что случилось в декабре, с ограничениями со стороны России в азовских портах. Вместе с украинской стороной мы пытаемся понять, как улучшить инфраструктурные связи в Азовском море. Вторым приоритетом станут соединения с ЕС.

Одним из следующих приоритетов будет инфраструктура на Азовском море.

Еврокомиссия планирует выделить 4,5 млрд евро на интеграцию Украины в трансъевропейскую транспортную сеть. Предусмотрен ли какой-либо механизм контроля со стороны Еврокомиссии за реализацией проектов в Украине и расходованием средств?

Контроль в таких случаях осуществляется самими МФО. Они финансируют проекты, у них есть собственная система контроля. Мы же уделяем много внимания оценке влияния на окружающую среду. Для нас становится все важнее, чтобы все инфраструктурные проекты состоялись в рамках европейских стандартов, которые все еще находятся в процессе имплементации в Украине. Например, среди новых направлений - стандарты безопасности на дорогах. Наши механизмы верификации направлены в первую очередь на это. 

Как соотносятся Drive Ukraine и TEN-T? Если какие-то из проектов не смогут быть реализованы в рамках одного проекта, то будут ли они исключены из другого?

По большей части они согласованы, но есть некоторые составляющие Drive Ukraine, которые не являются частью TEN-T. Это естественно, ведь у Украины есть свои собственные приоритеты, и не все в Drive Ukraine является частью расширенной транспортной сети TEN-T. Но самые главные проекты все же согласованы.

Читайте также Транспортная сеть TEN-T: Каким видят развитие инфраструктуры Украины в Евросоюзе