Сначала ее на мощном грузовике отвезут на сухопутный терминал, где загрузят в контейнеры. Затем на авто, поездом либо баржей отправят в Одесский порт. А уже через месяц специальный контейнеровоз-фидер доставит ее в дубайский порт Джебель-Али. Она -это бесшовная труба для добычи нефти и газа.

О том, как премиальная трубная продукция украинского производителя попадает в страны экспорта и с какими трудностями ежедневно справляются логисты компании, ЦТС рассказала директор по логистике "Интерпайп" Светлана Сурова.

 

Светлана, расскажите, как устроена доставка экспортной продукции компании на первом этапе - до украинского порта отгрузки?

Раньше мы загружали продукцию на автотранспорт либо в ж/д вагоны и везли напрямую в порт Одессы, который традиционно используется нами для отправки грузов в дальнее зарубежье.

Вместе с постковидным оживлением в мире возросли объемы поставок, и Одесский порт оказался "узким горлышком" - в этом направлении традиционно идет очень много транспорта - и вагонов, и машин, и там часто не справляются с разгрузкой. Машины с трубной продукцией могли долго стоять в порту, ожидая очереди на разгрузку, а это - потеря ощутимых сумм за простой.

Поэтому мы нашли решение в виде сервиса открывшихся сухопутных контейнерных терминалов. Мы работаем с двумя из них. Терминал в Новомосковске используем с января, а запорожский - с мая 2021 года. Разделили потоки: часть продукции идет напрямую на Одессу, часть на Запорожский сухопутный контейнерный терминал, часть - на Новомосковский. Выглядит это так: мы довозим трубную продукцию на сухопутный контейнерный терминал, где она стаффируется в контейнеры и доставляется маршрутной ж/д доставкой в Одесский порт. Там продукция перегружается на суда и морским путем идет к клиенту - либо балком, либо на специальном контейнеровозе-фидере.

Светлана Сурова

То есть вы выигрываете в скорости?

Да, мы сильно экономим время. Сервис стаффирования и доставки в порт оказывают совместно контейнерные линии - у них есть вся необходимая техника, с помощью которой можно быстро загружать трубы в контейнеры. Дополнительную экономию времени получаем за счет того, что контейнерные линии используют маршрутную доставку. Это означает, что собирают целый поезд из 52 вагонов - маршрут с контейнерами, который доставляется в порт в течение 24 часов.

При этом контейнерные линии распределили потоки и для себя, чтобы не стаффировать всю продукцию в порту. Это оптимизирует временные затраты, поскольку специфика работы многих компаний, в том числе и нашей, такова, что основная часть продукции поступает в порт в конце каждого месяца. В эти дни порт мог бы быть буквально заблокирован таким валом отгрузок. Так что перевалка части трубной продукции в контейнерных терминалах - win-win решение для всех сторон.

Загрузка труб в контейнер имеет какую-то особую специфику? Ее невозможно проводить своими силами?

Мы умеем загружать трубы самостоятельно. Но терминалы могут стаффировать порядка 7-10 контейнеров за смену, а наша предельная скорость на сегодня - 4 контейнера в сутки.

Некоторые трубы увязываются в пакеты, а некоторые - загружаются с помощью специальных погрузчиков в контейнеры поштучно. Это требует спецтехники и очень бережного отношения, поскольку вся продукция премиального качества, и будет работать в скважинах в сложных условиях. Мы не можем допустить малейшего повреждения трубы. Поэтому приняли решение доверить эти задачи специалистам контейнерных терминалов.

Какой транспорт обычно используете при доставке премиальной трубной продукции в порт?

Решение принимаем точечно, в зависимости от текущего трафика. Часть продукции отправляется по железной дороге, часть - автотранспортом. Некоторую продукцию невозможно везти вагонами из-за габаритов, поэтому везем на авто. Бывают ситуации, когда из-за высокого трафика везем продукцию в Одесский порт баржами.

Сейчас во всех логистических цепочках из-за пандемии идет разбалансировка, по всему миру наблюдается сильный дефицит флота. Торговые потоки очень неравномерны, во многие направления, в основном, европейские, нет обратного импорта. Причины - где-то сократилось производство, где-то накладываются ковидные ограничения. Это означает, что перевозчики постоянно повышают стоимость контейнерной перевозки, поскольку риски идти обратно пустыми, конечно же, закладываются в стоимость доставки.

Сухопутный терминал

Сколько занимает путь трубы от завода "Интерпайп" в Украине до склада клиента в США или Объединенных Арабских Эмиратах?

Логисты всегда считают назад от контрактной даты поставки - у нас всегда четкие дедлайны. Но и почти всегда есть место человеческому фактору и форс-мажорам - от изменения сроков доставки продукции со стороны клиентов до перекрытия пролива Босфор. Очевидно, что морские перевозки очень зависимы от погоды. Например, на сроки доставки сильное влияние оказывают штормы.

Норматив по морским доставкам в США находится на уровне 60 дней. Такой срок закладывается в контракт, поэтому мы обязаны уложиться. На Ближний Восток доставка занимает от 35 до 45 дней - при благоприятных условиях и отсутствии непредвиденных заминок. Самая быстрая доставка в Турцию - до 15 дней.

Но здесь много разных взаимозависимых факторов. Есть так называемые direct рейсы, когда загруженное в Одессе судно напрямую и без остановок следует, к примеру, в порт Хьюстона. Как правило, это суда, груженные одним заказом. Но если груз небольшой - до 5 тыс. тонн, то судно по пути следования может заходить на дозагрузку и разгрузку еще в два-три порта, что сильно увеличивает время транзита.

С поставками в дальнее зарубежье разобрались. А как дело обстоит с транспортировкой внутри страны и по Европе?

С конца первого полугодия 2021 года пошел большой рост объемов отгрузок. В первую очередь, это касается экспортных продаж стальной заготовки - рост получился более чем в два раза. Если до мая мы отгружали более 20 тыс. тонн в месяц, то с мая - 45 тыс. тонн.

Сейчас основная часть экспорта в Европу у нас идет на автотраспорте - это порядка 900 авто в месяц. Около 3500 машин - это перевозки внутри Украины между заводами и складами как заготовок, так и готовой продукции. Железнодорожным транспортом возим около 110 вагонов в месяц в страны СНГ, а по Украине - более 330 вагонов. Ежемесячный транзит морем составляет порядка 20 тыс. тонн.

С какими трудностями приходится сталкиваться при различных видах перевозок на европейском направлении? Как это влияет на выбор средств транспортировки?

Подавляющая часть наших клиентов в Европе работают по принципу броневых заказов - в контракте указываются день и время, когда поставщик должен доставить заказ на склад. Сделать это, как понимаете, непросто.

В зависимости от текущей ситуации, которая всегда быстро меняется, мы принимаем решение, чем именно отправить продукцию - авто, железной дорогой или морем. И если с водным транспортом все прозрачно - поезда в порт отправляются по четкому расписанию, то с авто- и ж/д-транспортом возникают определенные сложности.

При автомобильных поставках в европейском направлении мы сильно ощущаем проблему нехватки разрешений и ЕКМТ (документ, позволяющий его владельцу беспрепятственно осуществлять грузоперевозки по территории 54 стран, среди которых и все страны ЕС). Разрешений и ЕКМТ в год выдается ограниченное количество, обычно в несколько раз меньше текущего спроса. И это не только создает сложности компаниям, которые работают на экспорт, но и в целом тормозит развитие украинского рынка грузоперевозок.

А в последние несколько месяцев наметилась нехватка вагонов, что существенно повлияло на стоимость перевозок. За короткий промежуток времени стоимость аренды ж/д вагона выросла более чем втрое, и это не предел.

Как при таких сдерживающих факторах удается выдерживать контрактные сроки поставок?

Мы запустили мониторинг автодоставок. Теперь в любой момент времени понимаем, где именно находится автомобиль, а система выдает прогнозное время доставки груза и предупреждает о возможном опоздании. Мы ставили цель снизить количество опозданий доставки продукции клиенту. До запуска системы процент опозданий у нас был около 30%, сейчас - 3-5%. Плюс мы имеем понятную, прозрачную, достоверную информацию, где в конкретный момент находится машина. Если логист видит, что машина опаздывает, он может использовать эту информацию для пересогласования броней с клиентом.

Мы делаем достаточно, но не собираемся останавливаться, ведь логистика - путь постоянного совершенствования. Если встретимся через год - уверена, что сможем рассказать много нового.

Читайте также Мы планируем оцифровать все виды перевозок – интервью с "Интерпайп" о диджитализации логистики