Обильный снегопад; поезд, заглохший в поле; пассажиры, выпрыгивающие в сугробы и бредущие по колени в снегу, чтобы добраться до цивилизации. Так могло бы выглядеть начало остросюжетного триллера или какого-нибудь постапокалиптического фильма. На самом деле, речь идет о современных украинских реалиях, а упомянутая картина с поездом и пассажирами - это один день из жизни недавно запущенного экспресса из Киева в аэропорт Борисполь.

Только 30 ноября новый поезд запустили при участии президента, премьер-министра, министра инфраструктуры и других высокопоставленных чиновников, как уже на следующий день он сломался в поле, а пассажиры, чтобы успеть на свои рейсы были вынуждены идти по снегу, чтобы добраться до близлежащей трассы.

Всю прошлую неделю ж/д экспресс лихорадило: "Укрзализныця" то сокращала количество рейсов, то в подмогу привлекала старенький, но проверенный локомотив М62. На минувших выходных поезд вновь сломался, что вызвало очередную волну ажиотажа вокруг этого проекта. На фоне этого мы решили составить подборку провальных запусков инфраструктурных проектов в других странах мира и в исторической ретроспективе - не в оправдание УЗ, но с намеком, что ее опыт не уникален.

 

Сбой. Скоростная железная дорога Берлин-Мюнхен (Германия)

Похоже, декабрь - не очень благоприятный месяц для ж/д компаний, как для "Укрзализныци", так и для Deutsche Bahn. 10 декабря 2017 года в Германии состоялось торжественное открытие скоростной ж/д линии Берлин-Мюнхен, самого дорогостоящего транспортного проекта страны с момента объединения. На эту дорогу правительство потратило 10 млрд евро, работы велись больше 20 лет, в течение которых были возведены 22 тоннеля, сооружены 29 мостов и проложены 107 км нового полотна. Строительство магистрали позволило сократить время в пути с шести до четырех часов, поскольку на некоторых участках скорость движения поездов возросла до 300 км/ч.

Казалось бы, немцы с их точностью должны были предусмотреть все, но не смогли. В день запуска поезд, следовавший из Берлина в Мюнхен со 150 журналистами и руководством Deutsche Bahn на борту, несколько раз делал непредвиденные остановки, одна из которых была прямо в тоннеле. В результате, поезд прибыл в Мюнхен с опозданием на 1,5 часа. Глава ж/д компании Бертольд Хубер, чтобы успокоить гостей, во время остановок лично угощал пассажиров вином, но осадок от поездки у них, все же, остался. В следующие два дня поезд отменили, затем вновь пустили, хоть он и продолжал опаздывать. Добиться соблюдения графика удалось лишь через несколько недель.

Тогда в адрес Deutsche Bahn посыпались обвинения в халатности. Глава немецкого профсоюза машинистов GDL Клаус Весельски обвинил компанию в том, что она выпустила поезд на линию, не проведя должную подготовку машинистов. Пресс-служба Deutsche Bahn отрицала подобные обвинения. Официальной причиной задержки поездов на новой линии были названы сбои в системе сигнализации, установленной компанией Alstom. Французский производитель их устранил, сейчас линия работает в штатном режиме. В течение первого полугодия новым маршрутом проехались 2 млн пассажиров.

Коррупция. Суэцкий канал (Египет)

По масштабности провала, пожалуй, самым грандиозным был запуск Суэцкого канала. Церемония открытия была запланирована на 17 ноября 1869 года. Накануне, 16 ноября, официальные гости, в том числе ряд европейских монархов и представителей правящих домов, собрались на торжественный бал на берегу, а на утро следующего дня был запланирован проход первого каравана судов.

Открытие_Суэцкого_канала,_1869

Пока проводились празднества, Компания Суэцкого канала, которую основал известный французский дипломат Фердинанд Лессепс и которая была официальным подрядчиком проекта, проводила испытания. Поздно вечером Лессепсу доложили, что пароход, выполнявший пробный рейс по каналу, сел на мель. Несмотря на это, церемонию решили не переносить. Утром 17 ноября первый караван судов отправился в путь. И вновь история повторилась. Пароход "Пелузий", находившийся во главе каравана и перевозивший администрацию канала, сел на мель, преградив путь остальным судам. Чтобы вывезти почетных гостей, были задействованы суда меньшего размера.

Так вскрылась коррупционная составляющая проекта. Оказалось, что в нескольких местах глубина канала была практически вдвое меньше заявленных 8 м. Это при том, что стоимость проекта во время строительства удвоилась по сравнению с изначальными 200 млн франков. В последующие годы доработки и исправления недочетов обошлись также недешево, а стоимость канала к концу 19 века достигла 576 млн франков.

Кстати, инфраструктурные скандалы, связанные с именем Фердинанда Лессепса не ограничились Египтом. В 1880 году он основал Всеобщую компанию Панамского межокеанского канала, которая занялась строительство канала между Тихим и Атлантическим океанами. Но к 1892 году стало ясно, что компания находится на грани банкротства, а строительство требует новых капиталовложений. Тогда Третью Французскую республику потряс громадный коррупционный скандал, а слово "Панама" стало синонимом аферы. Имущество компании впоследствии выкупили американцы, которые и достроили межокеанский канал.

Просчет. Аэропорт Радом (Польша)

1 сентября 2015 года в Польше начал функционировать еще один аэропорт - в городе Радом, в 130 км к югу от Варшавы. Новый аэропорт возник на месте бывшего военного аэродрома. В его реконструкцию местные власти вложили порядка 30 млн евро. Итак, 1 сентября состоялся первый рейс из Радома в Ригу латвийской авиакомпании airBaltic. На борту 76-местного Bombardier Q400 находилось 36 пассажиров, среди которых 16 журналистов, 5 работников аэропорта и 5 сотрудников мэрии Радома, в том числе и сам мэр. Столько же пассажиров вернулось обратно в Радом. Вроде бы все прошло гладко, как для первого рейса, но в последующие дни загрузка рейса упала до двух пассажиров, а однажды и до одного человека. Низкая популярность направления вынудила перевозчика вовсе отменить полеты по некоторым дням, оставив аэропорт без рейсов.

Radom_airport_terminal

Ситуацию немного разрядила авиакомпания Czech Airlines, которая 18 сентября того же года запустила рейс Прага-Радом-Прага. В этот раз загрузка 70-местного ATR-72 была еще ниже - было выкуплено только 26 мест. В случае с пражским рейсом история повторилась: единичные пассажиры и отмены рейсов. В итоге, уже в конце октября Czech Airlines приостановила полеты в Радом, ее примеру последовала в середине ноября и airBaltic. В декабре чехи сделали попытку реанимировать рейс, добавив остановку в аэропорту Острава, но в феврале 2016 года были вынуждены окончательно отказаться от сотрудничества с Радомом ввиду низкой загрузки самолетов.

Такие перебои сказались на результатах работы аэропорта в первые четыре месяца: в сентябре-декабре 2015 года Радом обслужил всего 810 пассажиров. В апреле 2016 года надежду аэропорту дала польская авиакомпания Sprint Air, которая запустила сразу четыре рейса (Берлин, Гданьск, Вроцлав и Прагу), а в июне начала полеты и во Львов. Перевозчик проработал в Радоме до конца октября 2017 года, перевезя за два года около 21 тыс. пассажиров.

Вот уже больше года аэропорт простаивает без пассажиров. Основной причиной провального запуска эксперты называют близость в Варшаве. Жители Радома могут всего за 2 часа доехать до столицы на поезде, а на машине еще быстрее. Но власти не унывают и в октябре этого года нашли инвестора - госпредприятие "Porty Lotnicze" (PPPL), управляющее Варшавским аэропортом имени Шопена и владеющее разными пакетами акций 11 региональных аэропортов Польши. PPPL собирается построить в Радоме новый аэропорт, способный принимать 10 млн пассажиров.

Читайте также Деньги на ветер: что выявил аудит аэропортов Евросоюза 

 

Хакер. Московская канатная дорога (Россия)

26 ноября 2018 года в Москве при участии мэра города торжественно открылась новая канатная дорога между стадионом "Лужники" и Воробьевыми горами. Для обычных пассажиров дорога стала доступна лишь на следующий день. А еще через день работа объекта приостановилась. Причиной была названа хакерская атака. Якобы преступник вымогал заплатить ему биткоины в обмен на разблокировку компьютера, отвечавшего за функционирование дороги. 

20f3bdb6-0bfb-4f37-8bc8-d6c396604f97

Какой бы ни была истинная причина, но 30 ноября канатка была разблокирована. На этом перебои в работе объекта не прекратились. С 3 по 6 декабря канатная дорога вновь не работала по причине проверки Ростехнадзора. Сейчас дорога работает в штатном режиме.

Преждевременный запуск. Керченский железнодорожный мост (СССР)

3 ноября 1944 года был открыт Керченский ж/д мост, который соединил Крымский полуостров с Кубанью. По мосту проехал первый поезд, после чего объект был открыт для регулярного движения. Несмотря на открытие, работы по сооружению моста не были закончены, поскольку на трети пролетов были установлены временные опоры. Через месяц после открытия погода в Керченском проливе начала портиться, строители были вынуждены приостанавливать работы. Во второй половине декабря 1944 года в проливе наблюдались сильные шторма, временные опоры моста подверглись обледенению.

Керченский_железнодорожный_мост

В феврале 1945 года погодные условия усугубились еще больше. Ледяные поля из Азовского моря под действием ветра начали проникать в пролив, что привело к скоплению льда и печальным последствиям. 18 февраля 1945 года рухнуло 24 опоры и 26 пролетов моста, к началу марта это число достигло 46 опор и 53 пролетов. Примечательно, что 11 февраля по мосту проехал правительственный поезд с советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции.

Основной причиной крушения моста было названо отсутствие полного комплекта бетонных опор и ледорезов вокруг них. Те опоры, которые были полностью забетонированы и оборудованы ледорезами выдержали натиск льда. В течение нескольких лет последующих лет предпринимались попытки начать восстановительные работы, но в 1950 году от этой идеи окончательно отказались и приступили к демонтажу оставшихся опор.

Читайте также В аэропорт на поезде: Проект Kyiv Boryspil Express стал реальностью