Дмитрий Роменский – возможно, наиболее загадочная фигура из всех заместителей Владимира Омеляна. В виду специфики работы, деятельность его не всегда публична и от того еще более интересна. Ведь именно он обеспечивает кадровые назначения в министерстве и на подведомственных госпредприятиях, возглавляет конкурсную комиссию МИУ.
Мы встретились с замминистра инфраструктуры и по совместительству руководителем аппарата министерства, чтобы разузнать, какие еще функции на него возложил министр и чего уже удалось достичь.
Но для начала ЦТС поинтересовался, как специалист, не имевший отношения к транспортной отрасли, оказался в Министерстве инфраструктуры?
Как Вы попали на работу в Мининфраструктуры, кто этому посодействовал?
Уже больше 12 лет я работаю на различных должностях в органах исполнительной власти, в частности, я возглавлял юридические службы различных министерств. Кроме того, получил три высших образования: юридическое, экономическое, а также являюсь магистром государственного управления. Работал при всех министрах всех политических взглядов и направлений, поэтому считаю себя политически незаангажированным.
Меня пригласили еще в команду министра Андрея Пивоварского. Я прошел с ним собеседование и был сначала назначен помощником министра, потом директором юридического департамента.
Это было личное предложение Пивоварского? Откуда он о Вас узнал?
В то время я активно искал работу, место, где я бы мог себя реализовать. Я знал Владимира Омеляна и обратился к нему с вопросом, есть ли в Мининфраструктуры работа, где я могу быть полезен? Он уточнил у тогдашнего министра, и Андрей Пивоварский пригласил меня на собеседование.
Я знал Владимира Омеляна и обратился к нему с вопросом, есть ли в Мининфраструктуры работа.
Вы родом из Донецкой области, насколько я помню…
Я родом из Краматорска.
Этот момент сыграл какую-то роль в Вашей трудовой биографии?
Ни позитивной, ни негативной роли он не сыграл, потому что из 16 лет моей профессиональной деятельности 12 лет я работаю в городе Киеве. Поэтому я был на государственной службе при всех министрах, и при БЮТ, и при "Нашей Украине" и прочих. Ключевую роль в моем случае играет не место рождения, а вопросы профессионализма и опыта.
В публичной плоскости Вы, наверное, пока наименее раскрученный из заместителей министра инфраструктуры. Давайте поговорим о том, чем же Вы все-таки занимаетесь в ведомстве?
Сейчас у нас происходит переход на западную модель управления, когда осуществляется разделение на политическую составляющую и госслужбу. Министр осуществляет функцию политического и стратегического управления, а аппарат обеспечивает выполнение его задач. В аппарате есть руководитель – в западной модели это государственный секретарь. В законе о госслужбе также предусмотрена такая должность. И я на данный момент выполняю функции госсекретаря.
Я на данный момент выполняю функции госсекретаря.
Среди моих функций: обеспечение работы аппарата министерства, прием/увольнение с должностей, дисциплинарная ответственность работников центрального аппарата – госслужащих, материальное обеспечение. И в этом плане моя работа не является публичной.
Также я обеспечиваю кадровые назначения не только в центральном аппарате, но и руководителей подведомственных предприятий. У меня есть функция заключения контрактов с руководителями госпредприятий. Кроме того, я координирую работу в министерстве по проработке нормативно-правовых актов. Отвечаю за реформу госслужбы в министерстве – тут очень много проблем и, прежде всего, это недостаточный уровень заработной платы.
Уже традиционный вопрос ко всем заместителям министра инфраструктуры: насколько реально то, что с октября в МИУ начнут выплачиваться зарплаты европейского уровня?
Нам необходимо предпринять максимальные меры, чтобы как можно быстрее были привлечены средства Евросоюза для финансирования аппарата министерства. Мининфраструктуры в этом плане – одно из передовых, наряду с Минфином и МинАПК.
Что нужно сделать? Сейчас прорабатывается вопрос совместно с международными консультантами оценки эффективности существующей структуры министерства. По результатам этого будут предложения от международных экспертов и рекомендаций, как улучшить работу центрального аппарата. На основании этого функционального обследования последует обращение к международным финансовым организациям относительно привлечения средств на оплату труда госслужащих в министерстве.
То есть, не факт, что в октябре эти выплаты начнут осуществляться?
Очень надеюсь, что в октябре, максимум, в ноябре мы привлечем эти средства. Это зависит не только от нас, но и от Министерства финансов, которое должно внести на рассмотрение Кабмина порядок финансирования.
Мы же (МИУ. – ЦТС) должны показать международным донорам, что готовы оптимизировать свою структуру, свой функционал, чтобы наиболее эффективно реализовывать реформы. Мы должны показать европейцам, что привлечение высококвалифицированных специалистов на госслужбу требует рыночных зарплат. После этого, надеюсь, будут привлечены эти средства.
Надеюсь, что в октябре, максимум, в ноябре мы привлечем средства ЕС на оплату труда госслужащих в министерстве.
Конкретные цифры по уровню зарплаты можете назвать?
Эти цифры еще будут обговариваться и вряд ли сейчас они являются окончательными. Наше желание, чтобы эта цифра соответствовала рыночному уровню зарплат - не может высококвалифицированный юрист в Киеве получать 3 000 гривен. И это большая проблема, напрямую влияющая на текучку кадров.
Вы отвечаете в министерстве за развитие IT-направления, электронных услуг. Какими достижениями здесь можете похвалиться?
Прежде всего, внедрена система электронного документооборота в министерстве с электронной подписью и мобильным приложением. Мы сделали это одними из первых среди центральных органов исполнительной власти.
Мы обновили веб-портал министерства с учетом интересов людей с особыми потребностями. Есть электронная приемная, веб-портал интегрирован с системой электронного документооборота, любой гражданин через сайт министерства может записаться на прием. У нас годовые планы развития предприятий размещаются на сайте, чтобы бизнес и граждане могли контролировать их деятельность.
Министерство одно из первых обеспечило открытие своих данных. Мы уже обнародовали 33 набора данных, 20 – готовится к обнародованию.
Министерство одно из первых обеспечило открытие своих данных.
Сейчас мы проводим активную работу относительно административных услуг. На примере выдачи лицензий Госслужбой безопасности на транспорте мы хотим реализовать проект, который позволит на первом этапе внедрить электронную систему подачи документов. Потенциальному получателю лицензии не придется по несколько раз ездить в Киев для получения лицензии, он получит уведомление от МИУ, что его документы соответствуют требованиям и должен будет приехать только для подачи оригиналов документов. Также система будет автоматически оповещать о времени получения готовой лицензии.
На примере выдачи лицензий "Укртрансбезопасностью" хотим реализовать проект, который позволит внедрить электронную систему подачи документов.
Когда, примерно, по времени это может быть реализовано?
Первый этап планируем реализовать на протяжение одного-двух месяцев. Для второго этапа, когда можно будет официально подать документы через интернет через и так же получить их обратно, потребуются изменения в процедуре выдачи, а это акты Кабмина. То есть потребуется урегулировать вопрос на законодательно-нормативном уровне.
На протяжение следующего года реально реализовать второй этап?
Скажем так, по практике принятия какого-либо акта Кабмина это где-то 3-4 месяца. Плюс подготовительный период. Думаю, за 4-5 месяцев с помощью IT-приложений основные услуги будут предоставляться как министерством, так и центральными органами исполнительной власти – это лицензии и основные разрешения.
Кстати, одна такая услуга через IT у нас уже предоставляется – это выдача свидетельств о минимальном составе экипажа.
Что еще планируете сделать в данном направлении?
У нас очень много амбициозных проектов. Это внедрение ERP-системы, которая позволит взаимодействовать со всеми предприятиями отрасли, получать информацию об их хозяйственной деятельности, анализировать финансовые показатели их деятельности. Таким образом, руководство министерства будет получать готовую информацию для принятия управленческих решений. Часть информации, которая не будет иметь ограничений, будет поступать в открытый доступ.
Также работаем над проектом OpenBudget – система, которая будет открыта в онлайн режиме и любой гражданин сможет видеть поступление средств в министерство, их распределение по бюджетным программам, даты тендеров, виды товаров, лоты. Этот проект реализуется совместно с Минфином, но мы хотим сделать открытым движение средств не только по министерству, а и по всем предприятиям отрасли.
Мы хотим сделать открытым движение средств не только по министерству, а и по всем предприятиям отрасли.
Вот Вы говорите об открытости данных, но существует мнение, что взаимодействие между министерством и общественностью налажено не на достаточном уровне – не хватает интерактива, возможности всем желающим отслеживать решение проблемы в режиме онлайн (что-то сродни петициям), те же карты весового контроля статичны и не дают возможности для взаимодействия. Планируете ли Вы как-то совершенствовать электронные сервисы в данном направлении?
Не соглашусь. Министерство очень прогрессивно в данном вопросе и мы планируем внедрить ERP-систему, которая обеспечит надлежащую коммуникацию с гражданами. Интересующие граждан наборы данных будут выкладываться на сайте министерства.
Кроме того, эта система позволит реализовать систему единого билета, которая даст возможность выбирать оптимальные маршруты передвижения различными видами транспорта. Это будет очень удобно.
По "Укравтодору" мы несколько недель назад ознакомились с опытом корейских коллег относительно их системы контроля качества строительства дорог. Эти стандарты мы намерены внедрить на уровне министерства. Мы предусмотрели разработку ТЗ и внедрение первого этапа этой системы уже в текущем году. Она позволит в онлайн-режиме контролировать любое строительство. Прежде всего, это касается "Укравтодора" - каждый гражданин в режиме онлайн сможет увидеть, сколько построено, каким образом, сколько машин асфальта завезено. Система предусматривает наличие видеокамер. Все это позволит избежать коррупционных рисков.
Новая система позволит в онлайн-режиме контролировать любое строительство. Прежде всего, это касается "Укравтодора".
По датам, когда эта система будет внедрена?
Реально это может быть первый - второй квартал следующего года.
Речь только об «Укравтодоре»?
Нет, это уже по всей системе инфраструктуры.
Мы подписали меморандум с муниципалитетом Сеула, который имеет огромный опыт борьбы с коррупцией в инфраструктурных проектах, и мы заинтересованы во внедрении этой системы у нас. Чтобы любой человек имел доступ к информации, связанной со строительством.
Хорошее начинание. Будем ждать реализации.
Как Вы оцениваете роль Яники Мерило во внедрении электронных сервисов в министерстве? Она еще советник министра или уже заместитель мэра Филатова в Днепре?
Яника на данный момент остается советником министра. Мы активно с ней коммуницируем. Раз в неделю мы собираем рабочую группу, куда приглашаем и ее. Она постоянно вносит свои пропозиции. Сейчас она у нас активно занимается направлением внедрения IT-решений по «Укрпочте». У нас с Яникой работа очень эффективная и профессиональная.
Расскажите о системе ProZorro: полностью ли перешло на нее министерство, какие были сложности, сколько уже удалось сэкономить?
Внедрение ProZorro изначально осуществлялось в добровольном порядке и МИУ в этом плане было одним из передовых – мы рекомендовали всем нашим предприятиям присоединиться к ней, когда ProZorro еще была пилотным проектом. И многие предприятия перешли на эту систему еще в апреле 2015 года. В прошлом году на ProZorro перешло 106 предприятий отрасли, было заключено 2,5 тысячи контрактов, сумма экономии только за прошлый год составила 56 миллионов гривен.
На ProZorro сумма экономии для министерства только за прошлый год составила 56 миллионов гривен.
В этом году, когда система еще не была обязательна для министерства, у нас сумма экономии достигла 22 миллионов гривен.
С 1 апреля до 1 августа текущего года было проведено 2,5 тысячи тендеров на сумму почти 1 миллиард гривен, сумма экономии – 155 миллионов гривен. Еще раз повторюсь, это было сделано тогда, когда не являлось обязательным вообще.
По центральному аппарату мы стараемся разбивать закупки на максимальное количество лотов для обеспечения максимальной конкуренции. Это дает в итоге значительную экономию – иногда до 50% стоимости лота.
Не планируете бронированный «Мерседес» закупить?
(Смеется) Нет такой надобности. Мы открыты, мы никого не боимся.
Кстати, пользуетесь ли Вы служебным автомобилем, и каким?
Было принято решение, что заместители министра не используют служебный транспорт в личных целях. Нет такого, что утром меня ждет водитель перед домом, чтобы довезти меня, господина, на работу. Мы от этого отказались. Каждый сам приезжает на работу. Служебным транспортом пользуемся исключительно в течение рабочего дня – за всеми замами министра закреплено 1 или 2 служебных автомобиля.
Вернемся к Вашим функциональным обязанностям и поговорим о конкурсах. Было заявление министра о том, что в этом году пройдут конкурсы по всем портам, где закончились контракты у руководителей. Сколько таких конкурсов планируется провести?
Есть Постановление КМУ №777, которое предусматривает, что только лишь появляется вакансия на госпредприятии, на протяжении пяти дней мы должны объявить конкурс. На небольших предприятиях назначения могут быть без конкурса. Министр принял решение, что все предприятия без исключения идут на конкурс, в том числе и там где конкурс необязателен.
На этой неделе, в пятницу (12 августа. – ЦТС), запланировано проведение двух конкурсов – это ГП "Николаевский морской торговый порт" и ГП "Белгород-Днестровский морской торговый порт".
В ближайшее время планируется конкурс по ЧАО "Харьковский электротехнический завод "Транссвязь", ГП "Укрводшлях", ГП "Антонов-Финанс", ГП "Киевская государственная региональная техническая инспекция городского электротранспорта". На данный момент прием документов по этим предприятиям уже закончился. После получения справок из МВД о несудимости кандидатов, будут приняты решения о датах проведения этих конкурсов.
В ближайшее время будет проведен конкурс по Мариупольскому морскому торговому порту и ГП Международный аэропорт "Борисполь".
С учетом того, что на следующей неделе я буду в командировке в Литве (с целью изучения опыта по внедрению IT-проектов в правительственных программах), в этот период конкурсы проводиться не будут. Но в ближайшее время они состоятся.
Все же о портах, где еще будут конкурсы в ближайшее время?
Есть отдельная процедура для предприятий, имеющих стратегическое значение. По ним решения принимаются номинационным комитетом при Минэкономразвитияи. В ближайшее время через Минэкономики будет проведен конкурс по Мариупольскому морскому торговому порту и ГП Международный аэропорт "Борисполь".
В ближайшее время будут еще вакантные должности в МТП "Южный" (дата окончания контракта 09.09.2016 года) и в ГП "Скадовский морской торговый порт"(дата окончания контракта 23.09.2016).
Наша с министром принципиальная позиция, что автоматической пролонгации на должности после окончания контракта не будет. Закончился контракт – человек идет на конкурс.
Будут еще вакантные должности в МТП "Южный" и в ГП "Скадовский морской торговый порт".
На прошлой неделе в конкурсе на должность директора ГП "СМП "Октябрьск" победил Руслан Олейник, исполнявший обязанности руководителя этого же предприятия. В чем было преимущество его конкурсной презентации?
У него есть системное видение относительно развития предприятия, он понимает все внутренние процессы, он понимает, как развивать предприятие через систему концессии, привлекать грузопотоки. Кроме того, второй квартал текущего года на этом предприятии был провальным, и многие претенденты, которые подавались, как раз работали там в этот период.
По Николаевскому порту и Белгород-Днестровскому уже есть шорт-лист кандидатов?
Шорт-листа нет – есть фулл-лист. По Николаеву это около 10 претендентов, по Белгород-Днестровскому – около пяти. Заседание конкурсной комиссии пройдет в два этапа. Первый этап – это допуск к конкурсу. Если кандидат соответствует квалификационным требованиям и подал полный пакет документов, он допускается ко второму этапу. В пятницу состоятся одновременно первый и второй этапы.
Вы упомянули «Укрводшлях». Когда планируется этот конкурс? Сколько есть претендентов?
Ждем справки из МВД, кроме того, сейчас период отпусков. Возможно, конкурс состоится в конце августа или в начале сентября.
Количество претендентов – около семи человек.
Конкурс на должность директора аэропорта «Борисполь» Владимир Омелян анонсировал на сентябрь. Вы лично верите, что в сентябре он состоится и его не заблокируют в судах? С чем все же связан перенос на сентябрь – с отпусками (как сказал министр) или с политическими моментами (о чем говорил первый замминистра Евгений Кравцов)?
Конкурс по "Борисполю" проводится через номинационный комитет Минэкономразвития, поэтому там есть свои организационные нюансы и процедурные моменты. Почему сентябрь? Мы подали предложения по рабочей группе в Минэкономразвития, но пока лично меня на заседания не приглашали. Что касается того, влияет ли на конкурс сезон отпусков или политика – не могу комментировать, но, возможно, и то и другое. Действительно, мы сталкиваемся с тем, что "глобальные" конкурсы постоянно блокируются судами. Но думаю, что сентябрь, это та объективная дата, когда конкурс, если не будет завершен, то точно начнется его проведение.
Думаю, сентябрь, это та объективная дата, когда конкурс по "Борисполю", если не будет завершен, то точно начнется его проведение.
Кстати, как Вы расцениваете появившуюся недавно информацию о том, что малайзийский холдинг Malaysia Airports может в перспективе претендовать на управление аэропортом «Борисполь»? Понятно, что тут есть юридические препятствия, но все же, если такое случится, то как будут коррелировать наличие избранного руководителя предприятия и приход иностранной управляющей компании?
Сейчас по закону государство не может делегировать управление объектами государственной собственности другим юридическим лицам, то есть не может быть компаний по управлению активами на госпредприятиях. Поэтому, пока не будет изменений в законодательстве, о таком управлении говорить рано. А это уже политика, Верховная Рада, общественный резонанс, тем более, когда речь идет о передаче иностранной компании в управление стратегических инфраструктурных объектов.
Владимир Омелян недавно заявил, что в августе мы узнаем имя нового руководителя «Укравтодора» и это будет руководитель с европейским опытом работы. Позже в СМИ появилась информация, что этим человеком может стать экс-министр транспорта Польши Славомир Новак. Есть ли у Вас какие-то данные, кто же возглавит "Автодор"?
Думаю, что возглавить "Укравтодор" должен наиболее профессиональный человек, который незаангажирован и имеет высокий репутационный имидж. Потому что там действительно есть определенные коррупционные риски.
В "Укравтодоре" действительно есть определенные коррупционные риски.
Относительно процедуры назначения возможны два варианта: или назначить исполняющего обязанности или, как того требует закон, провести конкурс. Информацию СМИ я не могу прокомментировать, так как у меня такие сведения отсутствуют.
Но в списке претендентов иностранцы есть?
Если это будет конкурс, то туда может подаваться любой желающий.
В начале нашего разговора Вы упоминали, что отвечаете за работу с нормативно-правовыми актами. Недавно ЦТС анализировал результаты работы парламента на минувшей сессии в транспортной отрасли, и они оказались неутешительными. Каков Ваш прогноз относительно принятия законов о НКРТ, "О железнодорожном транспорте", "О внутреннем водном транспорте"?
До министра Омеляна у нас действительно было сложное взаимодействие с Верховной Радой. Сейчас министр лично общается с депутатами на профильном комитете, постоянно выходит на обсуждение законопроектов на заседаниях фракций. Ярким примером является наша последняя законодательная инициатива по дорожному фонду, которая была внесена на рассмотрение парламента за подписью почти 70 народных депутатов от всех групп и фракций. Это беспрецедентный показатель.
Какие прогнозы? Это зависит от политической ситуации в сентябре, как будет работать парламентская коалиция. Что касается министерства, то, считаю, что с профильным комитетом парламента у нас есть надлежащее взаимопонимание.
Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро
По закону о ж/д транспорте создана рабочая группа в комитете – пытаемся убедить, что этот законопроект нужно принять в первом чтении и дальше совместно с депутатами посредством правок доработать ко второму чтению.
Комитет согласен на такой алгоритм?
Да. Аналогично закон "О внутреннем водном транспорте". Тут возникают вопросы по речному сбору. Но мы также пытаемся убедить депутатов принять законопроект в первом чтении с последующей доработкой.
Кстати, в ближайшее время мы сделаем визуализацию по каждому законопроекту – что он даст бюджету, отрасли, гражданам. Будем максимально широко распространять эти визуализации, агитировать за принятие законопроектов, и таким путем оказывать влияние на депутатов. Чтобы осенью ключевые законопроекты были приняты.
Касательно нормы о перечислении в госбюджет 75% прибыли госпредприятий морской отрасли - будет ли она отменена в ближайшее время и когда именно?
Действительно такая норма означает для отрасли то, что запланированные инвестиции уже невозможно будет привлечь. На примере АПМУ могу сказать, что когда у этого предприятия забирают 75% поступлений, то оно не может выполнять свою основную функцию – вкладывать эти средства в развитие стратегической инфраструктуры, в капитальные инвестиции. А ведь некоторые причальные стенки изношены на 80-90%, АМПУ не может вкладывать средства в их восстановление.
Поэтому Мининфраструктуры подготовило проект постановления, в котором мы просим Кабмин уменьшить размер отчислений до 30%. Какие перспективы? Будем надеяться, что позитивные. Думаю, единственным противником этого будет Министерство финансов - в этом году средства уже заложены в бюджет.
Очень надеюсь, что уже в следующем году этот вопрос будет решен. Снижение отчислений с 75% до 30% у нас в приоритете. Наша задача, чтобы 100% это заработало с 1 января 2017 года.
Надеюсь, что уже в следующем году будет решен вопрос снижения отчислений для госпредприятий морской отрасли с 75% до 30%.
Какие еще бюджетные приоритеты на следующий год?
В бюджет следующего года мы должны заложить средства на создание ж/д администрации и морской администрации. Еще один приоритет – это выравнивание зарплат служащих Госслужбы специального транспорта с зарплатами военнослужащих Минобороны. Они несут службу на одних рубежах, но имеют существенную разницу в оплате.
И немного не о работе. Министр только вернулся из отпуска. Не планируете ли и Вы теперь отдохнуть?
Вы первый, кому озвучиваю эту мысль, - еще даже к министру не обращался. Планирую взять два дня отпуска после Дня независимости, чтобы набралось полноценных пять дней и отдохнуть.
В каком направлении планируете отправиться на отдых?
Уже года два с половиной не выезжал из Украины в командировки, и отдыхаю в Украине. Стараюсь поддерживать отечественный туризм. Думаю, это будет юг Украины.
Вообще, как отдыхаете в свободное время, когда оно появляется?
Если в воскресенье иногда появляется немного свободного времени, то это, как правило, активный отдых где-то на берегу реки. С книгой.
Есть любимые места в Украине?
Я обожаю Западную Украину. Зимой это Карпаты: Славское, Буковель. Очень люблю кататься на лыжах.
А летом – это, конечно, море.
Желаю Вам хорошо отдохнуть и набраться сил в эти пять дней!
Спасибо! Силы понадобятся – работы в министерстве предстоит много!
Читайте также У меня полный карт-бланш, - Юрий Лавренюк о борьбе с коррупцией в Мининфраструктуры