В порту "Октябрьск" ждут инвесторов. Вчера здесь побывали представители Мининфраструктуры и ЕБРР – говорили о подготовке к реализации пилотного проекта по передаче порта в концессию. Также среди пилотных проектов ГЧП – Херсонский морской торговый порт. Это небольшие порты, но проекты концессии в них являются знаковым для Украины - от их успеха или провала будет зависеть, в каком направлении будет двигаться портовая отрасль. Параллельно Верховной Раде нужно принять несколько важных законопроектов, а правительству вместе с Мининфраструктуры подготовить проекты законов. Среди них и закон о концессии, который, как ожидается, будет готов в ноябре.

А тем временем профильное министерство начинает прощупывать возможных инвесторов, которые могли бы зайти и в крупные украинские порты, например, в Одессу. В июле текущего года стало известно о переговорах с DP World и Hutchison Port Holdings.

МИУ желает видеть в украинских портах Нutchison Port Holdings, COSCO, China Merchants Group, DP World, APM Terminals, PSA International.

"Я хотел бы довести переговоры с China Shipping и DP World до успешного завершения. Мы начали обсуждать предварительные возможности с Hutchinson Port Holdings Ltd. Существует четкое понимание того, что логистика в портах Украины не отвечает современным требованиям. Многие порты должны быть перестроены", - сказал тогда министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Спустя месяц замминистра Надежда Казначеева сообщила в интервью ЦТС, что министерство хотело бы видеть в украинских портах китайские компании - Нutchison Port Holdings, COSCO, China Merchants Group, а также таких мировых лидеров: DP World, APM Terminals, PSA International.

"Конечно, мы бы хотели привлечь инвестора с мировым именем… Наверняка, их аппетит больше, чем те проекты, с концессией которых мы хотим стартовать (Херсон и Октябрьск)", - поделилась Казначеева.

Пока неизвестно, продвинулось ли дело дальше желаний. Будем надеяться, что переговоры ведутся и завершатся они успешно. Мы же решили разобраться, что эти компании представляют из себя.

К сожалению для нас, деятельность большинства этих компаний сосредоточена на контейнерных перевозках, которые в Украине, как известно, не столь развиты, как в Европе или Китае. Так, в 2015 году украинские порты обработали более 0,48 млн TEU контейнерных грузов. Для сравнения, крупнейший контейнерный порт Европы – Роттердам – перевалил 12,2 млн TEU. Возможно, с приходом инвесторов ситуация в Украине изменится. А, может, изменятся сами инвесторы, которые будут вкладываться не только в контейнеры.

Hutchison Port Holdings - крупнейший портовый оператор 2015 года.

Hutchinson Port Holdings (Китай)

Крупнейшим портовым оператором в 2015 году была признана частная гонконгская компания Hutchison Port Holdings. Холдинг владеет 52 терминалами в 26 странах мира, суммарный грузооборот которых в прошлом году составил 83,8 млн TEU. Ближайший к Украине терминал расположен в Гдыне, на польской части Балтики. Это один из двух профильных контейнерных терминалов в порту. Среди новинок группы можно назвать открытие контейнерного терминала South Asia Pakistan Terminals в порту Карачи, Пакистан. Запуск запланирован на октябрь этого года. Вначале объект будет пропускать 250 тыс. TEU контейнерных грузов, а через пять лет объемы перевалки вырастут до 2 млн TEU. Примечательно, что Hutchison Port Holdings владеет в Карачи еще одним терминалом – Karachi International Container Terminal (KICT), контейнерооборот которого в 2015 году превысил 1 млн TEU. 80% акций Hutchison Port Holdings принадлежит гонконгскому многопрофильному холдингу CK Hutchison Holdings, остальная часть – PSA International, крупному портовому холдингу из Сингапура.

China Merchants Holdings International - вторая по объемам обрабатываемых грузов портовая компания в мире.

China Merchants Holdings International (Китай)

China Merchants Holdings International является самой большой портовой группой в Китае и второй по объемам обрабатываемых грузов в мире. В 2015 году терминалы компании обработали 83,66 млн TEU. Компания управляет терминалами в ведущих портах Китая – Шанхай, Шэньчжень, Гонконг, Нинбо, Гуанчжоу и другие. Они обеспечили львиную долю грузооборота группы – 61,47 млн TEU. Также холдинг управляет терминалами в странах Южной Азии и Африки. В общей сложности компания оперирует более 320 терминалами. В последнее время China Merchants Holdings International стремится выйти на европейский рынок и присматривается к портам Балтийского моря, особенно к порту Клайпеда. Не исключено, что украинские порты на Черном море также могут привлечь китайский холдинг.

Активы PSA International включают 28 терминалов по всему миру.

PSA International (Сингапур)

Терминалы сингапурского портового холдинга PSA International обработали 64,1 млн TEU. Компания находится в государственной собственности, но это не мешает ей развиваться. Долгое время PSA существовала в формате портовой администрации, что и отразилось в названии – Port of Singapore Authority (PSA). В 1996 году администрация была корпоратизирована, а регуляторные функции были переданы новосозданной Морской и портовой администрации Сингапура (Maritime and Port Authority of Singapore). Первым инвестиционным проектом PSA International стал контейнерный терминал в Даляне (КНР). Сейчас сингапурский холдинг оперирует в Даляне двумя терминалами. Всего по миру активы PSA International включают 28 терминалов, из них 10 находятся в Китае. Фокусным регионом является Восточная Азия. Одно из последних достижений компании – открытие новейшего терминала в порту Танджунг-Приок в Индонезии. Самый ближайший к Украине объект PSA – терминал в порту Мерсин, на Анатолийском побережье Турции. Очень часто PSA International создает совместные предприятия с компаниями, из той страны, где он собирается работать. К примеру, в Турции PSA International создал СП с местным крупным инфраструктурно-инвестиционным холдингом Akfen Holding.

Ближайший от Украины терминал DP World находится в румынской Констанце.

DP World (ОАЭ)

Ближневосточная компания DP World также является государственной, но в отличие от PSA International она была образована в 2005 году вследствие не разделения, а слияния портовой администрации и оператора. В 2006 году DP World приобрела британскую судоходную компанию P&O, в управлении которой также находилось ряд терминалов в США. Противодействие властей слиянию заставило DP World продать американские активы. Поэтому в Северной Америке компания сейчас работает только в Канаде и на Доминикане, а со следующего года присутствие будет расширено. В 2007 году DP World разместил часть своих акций на Нью-Йоркской бирже. Сейчас по всему миру у холдинга насчитывается 77 морских и интермодальных терминалов. В 2015 году контейнерооборот группы составил 61,7 млн TEU. Ближайший терминал DP World находится в румынской Констанце – Constanta South Container Terminal (CSCT), мощность которого составляет 1,2 млн TEU. Данный терминал является самым прибыльным в Румынии. Кроме того, в мае этого года был открыт терминал Яримча, неподалеку Стамбула. Его мощность равна 1,3 млн TEU.

APM Terminals довольно широко представлен в Черном, Балтийском и Средиземном морях.

APM Terminals (Нидерланды)

Портовая компания APM Terminals является частью датского конгломерата Møller – Mærsk и включает 72 терминала и 140 наземных объектов. В 2015 году терминалы APM Terminals обработали 36 млн TEU контейнерных грузов. История компании начиналась в Нью-Йорке, поэтому Северная Америка и Европа играют ключевую роль в развитии группы. В отличие от других игроков APM Terminals довольно широко представлен в Черном, Балтийском и Средиземном морях. В Румынии у компании есть терминал APM Terminals Romania, в Грузии – APM Terminals Poti, в Эстонии – Vopak E.O.S. (нефтеналивной терминал), в России – терминалы в портах Усть-Луга и Санкт-Петербург. Также сейчас к приему первых судов готовится контейнерный терминал в турецком порту Петлим (Измир. В строительство объекта было инвестировано около 400 млн долларов. Проектная мощность – 1,5 млн TEU, которая затем будет увеличена до 4 млн TEU.

Читайте также Надежда Мининфраструктуры: кто спасет концессию