"Браво! Тот, кто не имеет смелости, не побеждает," - так президент Польши Анджей Дуда вкратце охарактеризовал одну из самых важных сделок в истории польской гражданской авиации. Речь идет о покупке польской авиакомпанией LOT крупнейшего немецкого чартерного перевозчика Condor Air. Новое приобретение обошлось польской авиакомпании в 300 млн евро. Дополнительно поляки обязаны вернуть краткосрочный кредит в размере 380 млн евро, который Condor Air взяла у правительства Германии для предотвращения банкротства. Вместе с тем, как утверждает руководство LOT, сделка сулит большие выгоды авиакомпании.

На пути в Германию

Ввиду предстоящих президентских выборов в Польше, назначенных на май этого года, новость о покупке государственной авиакомпанией LOT немецкого перевозчика взорвала медиапространство страны. Важности событию придал и премьер-министр Матеуш Моравецки, который поехал вместе с руководством LOT во Франкфурт на подписание соглашения. "До сегодняшнего дня иностранные компании приобретали польские ценные активы, теперь наоборот," - отметил он.

Помимо эмоций и политических дивидендов, приобретение Condor Air может стать выгодным вложением для польской авиакомпании. В частности, LOT завершит процесс превращения в полноценный холдинг. Два года назад в Польше начался процесс формирования государственного авиахолдинга - Polska Grupa Lotnicza (PGL). Помимо LOT, в него вошли LOT Aircraft Maintenance Services (техническое обслуживание самолетов LOT), LS Airport Services (хендлинговые услуги), LS Technics (техническое обслуживание самолетов других авиакомпаний). В этом списке не хватало еще одной крупной авиакомпании, теперь ее место заняла Condor Air.

"Покупка Condor дает LOT доступ к базам во Франкфурте. И это, можно сказать, самый важный польский аэропорт, потому что оттуда на другие континенты летает больше поляков, чем из Варшавы", - Себастян Микош.

Что касается показателей, то в этом направлении LOT и PGL в целом также улучшат свои позиции. Речь идет о флоте, маршрутной сети и пассажиропотоке. Объединенный флот двух перевозчиков будет составлять более 150 самолетов (98 у LOT и 56 у Condor), а маршрутная сеть будет охватывать 210 направлений. "Condor располагает 56 дальне- и среднемагистральными самолетами, что дает LOT определенную гибкость, учитывая текущие проблемы LOT с флотом," - отмечает польский авиационный эксперт Себастян Гошьчинярек. Кроме того, если взглянуть на статистику пассажиропотока обеих авиакомпаний за прошлый год (LOT перевез рекордные 10 млн человек, а Condor - 9,4 млн человек), то объединенная группа имеет все шансы попасть в первую десятку крупнейших авиаперевозчиков Европы. Если суммировать показатели 2019 года, то сейчас она находится на 13-м месте.

По мнению бывшего директора LOT Себастяна Микоша, покупка Condor Air дает польской авиакомпании еще ряд важных возможностей. Это, прежде всего, усиление позиций на рынке чартерных перевозок и на рынке соседней Германии. "Руководство LOT долго говорило о возвращении на чартерный рынок, что, хотя и сложно, также очень выгодно, потому что вы не перевозите воздух, как это иногда бывает на регулярных рейсах. Также стоит учитывать, что покупка Condor дает LOT доступ к базам во Франкфурте. И это, можно сказать, самый важный польский аэропорт, потому что оттуда на другие континенты летает больше поляков, чем из Варшавы," - прокомментировал он в интервью изданию Tygodnik Powszechny.

Читайте также Потенциально могли бы открыть рейсы в Винницу, Ивано-Франковск, Луцк - интервью с LOT

Трудности немецкого

В ноябре 2016 года LOT стал совладельцем эстонской авиакомпании Nordica. Тогда это событие позитивно оценивалось как руководством польского перевозчика, так и многими экспертами. "LOT " последняя компания в нашем регионе, способная объединить мелких перевозчиков из Центральной и Восточной Европы," - заявлял на пресс-конференции глава польского перевозчика Рафал Мильчарски. Однако спустя три года LOT прекратил выполнять регулярные рейсы под брендом Nordica и свернул маршрутную сеть. Не повторится ли эстонская история и в случае с Condor Air? Эксперты пока не берутся судить об этом, но все же намекают на возможные трудности.

"Интеграция авиакомпаний будет очень трудной, столкновение корпоративной культуры LOT с крепкими немецкими профсоюзами может быть болезненным," - заявил аналитик Доминик Сипиньски изданию Rzeczpospolita. Стоит отметить, что штат Condor составляет порядка 5 тыс. сотрудников. Буквально за неделю до подписания сделки авиакомпания пережила забастовку. Ее причиной послужили планы по сокращению 150 из 2400 бортпроводников.

Другой аспект - это разные бизнес-модели. LOT является традиционным сетевым перевозчиком, который развивает свою маршрутную сеть с упором на хаб в Варшаве. В то время, как Condor обслуживает чартерные перевозки. По поводу возможного слияния Рафал Мильчарски лишь отметил: "Оба бренда сильны и будут работать отдельно". Детали он не стал уточнять. Вполне возможно, что Condor может полностью взять на себя выполнение всех чартерных рейсов LOT, а та, в свою очередь, освободит флот для наращивания регулярных маршрутов.

Относительно флота, эксперты также указывают на возможные сложности, ведь у LOT преобладают узкофюзеляжные самолеты Bombardier и Embraer (более 60 из 98 единиц), а у Condor " средне- и дальнемагистральные Boeing и Airbus. "У LOT есть опыт в обмене флотом, но проведение этого процесса в таком крупном масштабе одновременно для двух авиакомпаний с разными потребностями будет намного дороже и сложнее, чем то, с чем он до сих пор сталкивался", - уточнил Доминик Сипиньски.

В поисках второго хаба

Параллельно с покупкой зарубежных авиакомпаний LOT пытается развивать мультихабовую модель. Стоит отметить, что Варшавский аэропорт имени Шопена стал официальным хабом авиакомпании в ноябре 2015 года (хотя фактически таковым он являлся уже давно). За год до этого LOT зафиксировала первую с 2008 года прибыль. В эти же годы авиакомпания начинает постепенный поиск второго возможного хаба.

Вначале LOT пытался найти новый хаб дома, внутри Польши. По этой причине авиакомпания в середине 2010-х начинает активное развитие новых направлений из ряда региональных аэропортов страны. Со временем данная инициатива была практически свернута, а маршрутная сеть авиакомпании из польских региональных аэропортов завязана на аэропорт Шопена. Есть небольшие исключения в виде Кракова, откуда перевозчик выполняет рейсы по восьми направлениям, включая два сезонных маршрута. Также единичные региональные аэропорты могут похвастаться зарубежными рейсами LOT: например, у Люблина и Вроцлава есть перелеты в Тель-Авив, а у Жешува - сезонные рейсы в Ньюарк.

В 2017 году авиакомпания переключилась на поиски хаба за границей. Им стал аэропорт Будапешт. 

В 2017 году авиакомпания переключилась на поиски хаба за границей. Им стал аэропорт Будапешт. Вначале LOT летал из столицы Венгрии для подвоза пассажиров к своей главной базе в Варшаве, но затем начал открывать новые направления непосредственно из Венгрии. В мае 2018 года польская авиакомпания запустила два дальнемагистральных рейса из Будапешта - в Нью-Йорк и Чикаго. Впоследствии LOT продолжил открывать новые дальнемагистральные маршруты из столицы Венгрии (в Сеул), а также искать новые уникальные направления из Будапешта, например, Лондон-Сити, Дубровник или Краков.

Год спустя после запуска дальнемагистральных рейсов из Будапешта, член правления LOT Стефан Малчевски официально заявил, что "Будапешт будет вторым хабом LOT". Подтверждением этих слов служат планы перевозчика на грядущую весну. В конце марта авиакомпания планирует открыть четыре новых направления из Будапешта: в Брюссель, Бухарест, София, Штутгарт. А в мае LOT намерен увеличить частоту полетов в Сеул (с 3 до 4 рейсов в неделю), а также запустить перелеты в Прагу и Белград.

В большинстве из вышеназванных новых направлений, кроме Белграда, польскому перевозчику придется состязаться с конкурентами, иногда сразу с несколькими. Так, на маршруте Будапешт - Прага конкуренция будет развиваться между LOT, Czech Airlines и Ryanair. Даже дальнемагистральные маршруты под угрозой. В мае на это направление заходит южнокорейский перевозчик Korean Air. Сможет ли польская авиакомпания реализовать поставленные задачи? Как говорят в Одессе, будем посмотреть, что из этого выйдет. Но однозначно будет интересно.

Читайте также В поисках своего пути: Как польская LOT противостоит лоукостерам