ЦТС продолжает говорить с топ-менеджерами авиакомпаний, выполняющих рейсы в Украину, об итогах уходящего года. Мы уже услышали о значимости нового самолета для повышения эффективности airBaltic, теперь на очереди наши ближние соседи - белорусская Белавиа. В текущем году авиакомпания пополняла флот, в августе установила рекорд перевозки пассажиров за сутки, обслужив более 14 тысяч пассажиров, а следующей весной намеревается расширить географию полетов в Украину, включив в сетку своих маршрутов Херсон.
С чем Белавиа подошла к финалу года, и каким видит свое ближайшее будущее, с какими украинскими аэропортами ведет переговоры - рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности компании Игорь Чергинец.
Что сейчас происходит на авиационном рынке региона и какое место на нем занимает Белавиа?
На рынке сейчас есть сдержанный оптимизм. По крайней мере, наш и соседние рынки растут, в разном процентном отношении. Если не будет никаких потрясений, то данная тенденция сохранится.
Что характеризует развитие Белавиа в последние годы?
Главная характеристика последнего десятка лет - это то, что наша авиакомпания прибыльная. Мы не допустили не одного года убытков и, наверное, это самый главный итог. Другой итог - в этом году мы достигнем цифры в 3 миллиона перевезенных пассажиров. Таких объемов авиакомпания не имела не только в своей истории, но этого не имело в советское время и Белорусское управление гражданской авиации "Аэрофлота", приемником которого и стала наша компания.
За счет чего идет рост?
Два фактора: "прямые" пассажиры - рост незначительный, но есть; а также рост за счет хабовой модели. Такая же как применяется нашими соседями - МАУ в Украине, "Аэрофлотом" в России, LOT в Польше и AirBaltic в Латвии.
А что с изменением флота?
У нас есть особенность рынка - в Беларуси проживает менее 10 млн жителей. Это существенно меньше, чем у наших соседей - Украины, России, Польши. Потенциальных пассажиров у нас просто значительно меньше, чем в этих странах. А значит, где-то есть потребность в самолетах меньшей вместимости, где-то - большей. С удовольствием я бы хотел запереть авиакомпанию на один тип, допустим, Boeing 737-800. Но местные условия нам этого не позволяют и в будущем у нас не будет однотипности.
Другое дело - унификация. Свое будущие мы связываем с Embraer 175/195, с 2019 года пойдет Embraer Е-2 - будем брать их в свой флот… и Boeing 737-800 или в перспективе - 737-8МАХ. Эти три типа в будущем и будут составлять основу флота. Еще у нас останется один-два Bombardier CRJ200 для коротких направлений с небольшой загрузкой и для чартеров - возить спортивные команды.
Дальнемагистральные самолеты не рассматриваете пока?
Рассматриваем постоянно и давно, но авиакомпания должна соответствовать своему рынку. Для нас нет цели получить во флот такой самолет или даже заполнить его на маршруте. Нет! Для нас цель, в первую очередь, - это положительный финансовый результат. Это наша жесткая позиция. Мы можем терпеть убыточность по определенным направлениям, например, подвоз пассажиров на определенный рейс, но в целом авиакомпания обязана быть прибыльной.
Пока дальнемагистральные рейсы для нас рискованный проект - мы не можем заполнить рейс прямыми пассажирами по хорошим тарифам. Но мы над этим работаем.
Какая доля вашей авиакомпании в аэропорту Минск?
Примерно 70%.
А какова доля у Белавиа транзитных пассажиров? Кто-нибудь еще, кроме вас, генерирует транзитного пассажира для аэропорта Минск?
Кроме нас есть и другие авиакомпании, возящие сюда транзитного пассажира - это Туркменские авиалинии, Узбекские авиалинии, "Аэрофлот", ЮТэйр, МАУ и целый ряд наших партнеров. По аэропорту точно цифру транзита не скажу. У нас же в 2016 году было 2,5 млн пассажиров, из них, примерно, 500 тыс. - на чартерных рейсах и 1 млн - транзитных, то есть половина всех пассажиров на регулярных рейсах. Значительная их часть - украинцы. Основной поток - это Украина-РФ, но там много и россиян. В этом году транзитных пассажиров будет у нас больше - в районе 55-57%. Этот же принцип, может, немного другие показатели у наших соседей - МАУ, "Аэрофлота" и LOT’а.
А что происходит в региональных аэропортах Беларуси?
В Минске в этом году будет примерно 4,1-4,2 млн пассажиров, в прошлом году было более 3,6 млн. Региональные аэропорты значительно слабее - объемы там на уровне десятков тысяч человек. Из всех аэропортов Беларуси у нас пока есть только одно регулярное направление - в летнее время мы летаем в Калининград.
Так же из всех областных аэропортов мы летаем чартерную программу - на Турцию, Болгарию, Грецию. И рейсы эти ходят полные. В следующем году будет еще больше рейсов из региональных белорусских городов.
Другие регулярные рейсы развивать из регионов не планируете?
Регулярные рейсы - пока нет.
А иностранные авиакомпании летают в белорусские региональные аэропорты?
Сейчас региональные аэропорты Беларуси рассматривает польский LOT. Но пока какого-то решения нет.
А какова ситуация с лоукостерами? Кроме одного направления на Барселону от Vueling почему никого нет?
Можем вспомнить в Прибалтике историю появления лоукостов. Они появились там после вступления в Евросоюз и в Шенгенскую зону. Появились трудовые мигранты в большом количестве и тогда возник массовый запрос на лоукост-перевозки. У нас таких соглашений с Евросоюзом нет. И нет таких огромных потоков трудовых мигрантов.
Почему не заходит Wizz Аir?
Они не видят рынка для себя. Если по уровню дохода белорусы сопоставимы с той же Украиной, то количество населения у нас отличается кардинально. Им нужны другие объемы. Должно вырасти или население (понятно, это смешно) или уровень дохода у населения. Или должны какие-то миграционные вещи происходить, но это для нас не актуально.
Но Литовские аэропорты озвучивали разные цифры, и всякий раз более 300 тысяч белорусских граждан, приезжающих в Вильнюс или Каунас наземным транспортом и летящих оттуда далее…
Я чуть поменьше оцениваю эту цифру, но важна даже не она, а характеристика этих потоков. В Литве достаточно большое количество белорусских граждан, там постоянно живущих или работающих. Трудно ожидать, что в отпуск, по патриотическим соображениям, они поедут из Вильнюса, где живут, в аэропорт Минск. К нам они едут разве что за какими-то рейсами, которых нет оттуда, например, в Казахстан. Аэропорт Вильнюса находится в нескольких десятках километров от белорусской границы. Людям нашим, которые там живут, значительно проще туда добраться, чем в Минск. Безусловно есть еще фактор ценовой - из того же Минска есть какая-то часть пассажиров, которая едет автобусом или поездом и улетает потом из Вильнюса. Но есть и обратный процесс - литовцы к нам тоже приезжают.
Какая ситуация с полетами в Россию?
У нас очень либеральное межправительственное соглашение. Количество перевозчиков, назначений, ограничения по емкости - ничего нет, все снято, кроме одного исключения - Москвы. Там есть ограничение по 7 ежедневных частот с каждой стороны.
Сейчас Вы летаете в пять крупнейших украинских аэропортов, есть ли планы открытия рейсов в новые города? Чем порадуете украинского пассажира в следующем сезоне?
Мы достаточно внимательно относимся к Украине. Мы смотрим, пытаемся управлять ситуацией по действующим аэропортам, куда мы выполняем полеты. Не буду скрывать - практически все остальные украинские аэропорты предложили нам выполнять рейсы к себе. Пока такие решения не приняты. Мы смотрим, мы разговариваем, к нам приезжают, наши представители встречаются в Украине. Вот конференция хорошая в Виннице была недавно, мы там принимали участие. Решений положительных нет, но это не значит, что их не будет - вполне возможно, что мы откроем новые направления уже в 2018 году.
Единственное, куда мы хотели полететь и нас не пустили - это Днепр. Мы два раза заявлялись. Сначала нам отказали летом 2016 года, на основании того, что на взлетно-посадочной полосе аэропорта проводятся какие-то реконструкции, технические трудности - мы это понимаем. А этой осенью на нашу повторную заявку получили просто отказ. Хотя, это определенные нарушения межправительственного соглашения между нашими странами, которое тоже достаточно либеральное. Странно - деньги им не нужны.
У этого аэропорта есть альтернатива - Запорожье
Да, "Мотор-Сич" выполняет регулярный рейс в рамках кодшерингового соглашения с нами. Но мы все равно рассматриваем Запорожье, чтобы начать полеты туда в 2018 году. Там небольшое расстояние до Днепра - в районе 80 км.
А что насчет Николаева, Винницы, Кривого Рога, зайдя в которые, вы могли бы стать монополистом, как Турецкие авиалинии, зашедшие в Херсон и сейчас летающие туда дважды в день большим самолетом? Там можно забрать десяток московских пассажиров, еще двадцать местных богатых, летящих дальше через хаб, и десяток "залетных" - вот уже Bombardier CRJ и загрузил.
Я не хочу сравниваться с такой компанией как Турецкие авиалинии, все-таки мы слишком разные. Я не верю в CRJ - на нем сейчас денег не сделать. На регулярных рейсах мы рассматриваем его лишь как инструмент уменьшить неминуемые убытки. Все планы - на Embraer или на Boeing.
И не хочу сейчас говорить о конкретных аэропортах, но мы смотрим в том числе перечисленные. Мы несколько раз встречались с аэропортом Херсон.
Назовите три самых важных события на европейском авиарынке в уходящем году.
Банкротство AirBerlin. Прохождение банкротства AlItalia и вопрос того, кто их купит или займет их рынок. Перспективная консолидация таких больших групп как Lufthansa Group, AirFrance/KLM и British Airways. Рост конкуренции между ними и лоукостерами, в первую очередь, Ryanair, Wizz Air, еasyJet. В несколько ближайших лет или на десятилетие, наверное, это будет самым важным фактором, влияющим на европейский рынок.
Три самых знаковых события белорусского рынка?
В Беларуси таких факторов и потрясений нет. Для нас все проще. Мы увеличиваем количество привозимых пассажиров и направлений. В этом году мы откроем 4 новых рейса. Мы взяли новые самолеты Boeing 737-800. В следующем году мы берем еще 4 самолета: один в лизинг не новый Boeing 737-800 в конце марта, будет поставка новых Embraer - одного 175-го и двух 195-х в конце апреля, мая и июня. Обновление флота очень существенно дает результаты по экономии топлива и средств. Очень хорошо дает результаты Embraer. В прошлом году мы заняли первое место среди эксплуатантов 195-го по налету в мире, в этом году - в тройке.
Читайте также Будущее будет лучше: Четыре мнения о развитии региональных аэропортов