Многострадальный транспортник Ан-70 в очередной раз стал предметом политических трений между Россией и Украиной. Самолет, который впервые поднялся в воздух в декабре 1994 года, до сих пор не могут запустить в серийное производство. Сотрудничество с Москвой проходило в виде приливов и отливов, во время которых северные соседи то озвучивали грандиозные планы по закупке этих машин и финансировали работы, то отказывались участвовать в проекте. Закупка Ан-70 для украинских вооруженных сил была достаточно проблематичной из-за хронической нехватки средств.

Последние годы были отмечены очередным циклом возобновления сотрудничества по проекту. Россияне стали снова финансировать опытно-конструкторские работы и договорились с Украиной о кооперации и серийном производстве, которое должно было начаться на мощностях Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) им. Горбунова. Самолет прошел модернизацию и начал испытательные полеты. Однако недавно представители Минобороны РФ отказались участвовать в испытаниях машины.

"С ноября прошлого года российские представители не участвуют в испытаниях Ан-70. Мы неоднократно официально приглашали их на испытания, но никакого официального ответа от российской стороны не получили. Офицер Минобороны России, который отвечает за это направление, сообщил по телефону, что никаких указаний на этот счет нет. В этой связи я решил приостановить испытания Ан-70", - заявлял президент - генеральный конструктор государственного предприятия "Антонов" Дмитрий Кива.

Позже в сети появился любопытный документ, в котором президент РФ Владимир Путин поручил главе правительства Дмитрию Медведеву рассмотреть возможность модернизации зарубежной авиационной техники на территории страны без участия разработчиков. Пока неясно, на какие именно самолеты претендовал российский авиапром, однако по слухам на рынке речь шла о модернизации Ан-12, на смену которым и разрабатывался в свое время Ан-70.

Советник президента России Сергей Глазьев объяснил такое отношение властей государства к Ан-70 политическими мотивами. Он открыто заявил, что заявленные несколько лет назад планы Украины по вступлению в НАТО привели к появлению модернизированной версии старого тяжелого самолета Ил-76. "Возникла конкурентная ситуация. Не было бы крена Украины в сторону НАТО, не было бы таких последствий", ­- подчеркнул Глазьев. Впрочем, воздушное судно, получившее в народе название Ил-476, вызывало нарекания со стороны российских военных.

Путин поручил главе правительства рассмотреть возможность модернизации зарубежной авиационной техники на территории страны без участия разработчиков.

Проект Ан-70 советник Путина напрямую связывает с участием Украины в различных объединениях стран СНГ. "Как говорят многие специалисты, это лучший самолет в своем классе, и надо эту нишу дальше совместно осваивать и развивать. Но надо понимать, что делать это внутри ЕЭП, когда мы понимаем логику друг друга, гораздо легче, чем в ситуации, когда мы просто не понимаем логики украинского руководства", - отметил Глазьев.

В ответ премьер-министр Украины Николай Азаров с присущим ему оптимизмом заявил, что наша страна справится с производством Ан-70 без посторонней помощи. Правда, при этом он скромно умолчал об источниках финансирования столь масштабной высокотехнологичной программы. Ведь два фюзеляжа Ан-70 в цехах серийного завода, предназначенные для Министерства обороны Украины, никак не могут приобрести законченный вид из-за нехватки средств. В то же время отдавать эти машины российским военным, которые также проявляли к ним интерес, ведомство не собирается.

К тому же выпускать продукцию недостаточно. Необходимо ее реализовывать. А основным рынком сбыта Ан-70, как ни крути, все же является Россия. Однако Москве не по душе импорт в чистом виде, и они предпочитают локализовать производство на своей территории и платить налоги в свой бюджет. "Сегодня никто в мире самостоятельно самолетов не производит. У США есть порядка 100 стран-кооперантов, у Европы – также много. Но сделать мы еще можем, а вот продать? Важен рынок, а рынок там, где производят, потому что никто не хочет просто покупать. Хотят еще и что-то производить. Во всем мире есть система офсетной поддержки, многие страны вводят это законодательно. Например, та же Польша покупает в Америке самолеты, но делает для них люки и двери. Так же и Индия: сейчас мы работаем с ними, участвуем в тендере, но там 30% офсет, чтобы 30% денег оставалось у производителей Индии. Поэтому, чтобы продавать, нужно делиться", - говорит Кива.

С другой стороны, и Россия вряд ли сможет обойтись без Украины, поскольку нуждается в машине подобного класса. Это наглядно продемонстрировал и вооруженный конфликт в Грузии, в котором РФ не хватало транспортника, способного взлетать и приземляться на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы. Да и конструкторские бюро здесь пока неспособны предложить что-то принципиально новое.

Поэтому официально выходить из проекта россияне не торопятся. "У нас подписано множество документов с Россией о программе Ан-70 и ни один из них не аннулирован и не поставлен под сомнение. Мы с Россией работаем, проводим испытания российских систем. У нас также есть телефонная информация, что перед 1 мая россияне приедут к нам на предварительные испытания перед началом совместных государственных испытаний,  которые запланированы на июнь"  – сообщил заместитель генерального конструктора ГП "Антонов" Николай Воробьёв. При этом он отметил низкую активность России в данном проекте, которая заключается в снижении количества заказов, отказа участвовать в испытаниях модернизированной версии Ан-70 и затягивании решения о начале серийного производства.

Интерес России к проекту подтвердил и ее посол Михаил Зурабов, который также заявил о подготовке визита представителей Минобороны в Украину для очередного обсуждения дальнейшей работы над Ан-70. "И я не исключаю, что возможно возвращение к первоначальным договоренностям", - отметил он.

Поэтому надежда на то, что стороны рано или поздно все-таки запустят серийное производство Ан-70, остается. В противном случае на мировых рынках будут укрепляться конкуренты, в  первую очередь Airbus A400M, который разрабатывался по заимствованной у "Антонова" документации. Однако окончательное решение по проекту будет зависеть в большей степени не от экономической ситуации, а от политических договоренностей.