На Курском вокзале в Москве я сажусь в вагон поезда №77. Спустя несколько минут, мы трогаемся: 12 вагонов скрипят и лязгают, словно им больно расставаться с платформой. Я направляюсь в Донецк, на восток Украины. Обычно я пользуюсь услугами авиационного транспорта, однако боевые действия заблокировали работу аэропорта.
Поездка на поезде займет не менее 19 часов. Поэтому времени на беседы предостаточно. Я заговариваю с одним из моих соседей по купе – бухгалтером Юрием. Он не едет до конечной станции, но у него есть свое мнение о происходящем в Украине. "Это гражданская война. Люди на востоке Украины сражаются за свою свободу. Если они захотят присоединиться к России, то Россия должна соглашаться, потому что все мы – одна большая семья", - говорит он.
Спустя три часа, поезд делает первую остановку в Туле. Выхожу на платформу и покупаю ароматный местный пряник с вареньем. Это будет мой обед, так как в поезде нет вагона ресторана.
Возвращаюсь в вагон. Что-то изменилось. Поезд все грохочет мимо российских деревень, но сейчас я единственный пассажир на весь вагон. Обхожу купе и убеждаюсь, что это действительно так. Внезапно появляется ощущение, что состав №77 – это поезд-призрак.
"Печально, правда?", - спрашивает проводница.
Она рассказывает, что обычно в это время поезд заполнен российскими отдыхающими, которые отправляются на побережье Азовского моря в Мариуполь.
"Сейчас люди напуганы. Кому захочется получить пулю на морском берегу?", - говорит она…
Тем не менее, в поезде все еще есть люди. В соседнем вагоне я встречаю Настю и ее трехлетнюю дочь Таисию. Они направляются в Мариуполь, так как живут в этом городе и ездили навещать родственников в России.
"Люди дома разочарованы и напуганы. Нам нужно возвращаться к семье. Мы надеемся на лучшее и опасаемся худшего", - говорит Настя.
Чем ближе мы подъезжаем к Украине, тем более сюрреалистичным становится наше путешествие. На остановке в Белгороде в три часа ночи ко мне в купе заходит мужчина и пытается продать мне игрушку – говорящего хомяка, который повторяет все слова за тобой. Когда я вежливо отказываюсь, он достает куклу и радиоприемник в форме автомобиля.
Проводница говорит, то не знает, каким путем мы будем добираться до Донецка. Это зависит от текущей обстановки.
Затем в дверь стучатся пограничники. Сначала россияне. Они спрашивают меня, куда и зачем я направляюсь и изучают мои документы. Затем заходят украинцы. Они просят меня открыть чемоданы и предъявить подтверждение брони в донецкой гостинице.
Мы отправляемся дальше на восток Украины. За окном ни малейших признаков канонады или перестрелок. Наоборот, на улице царит спокойствие: коровы пасутся на лугах, люди ездят на велосипедах, старушки семенят к своим наделам.
Однако сражения в регионе влияют на маршрут. Обычно поезд №77 останавливался в Славянске, Краматорске и Горловке, а сегодня в этих городах – эпицентр конфликта. Поэтому направление меняется.
Поезд делает внеплановую остановку в деревне. Проводница говорит, то не знает, каким путем мы будем добираться до Донецка. Это зависит от текущей обстановки.
Наконец, спустя 20 часов после отправления из Москвы, мы прибываем в Донецк, и я покидаю свой пустой вагон. Пока длится противостояние, в поездах отсюда будет уезжать гораздо больше людей, чем приезжать.
Перевод портала ЦТС