Министерство инфраструктуры Украины при поддержке Всемирного банка инициировало разработку модели привлечения инвесторов в дорожный сектор. Вместе с "Укравтодором" были определены шесть пилотных участков дорог, которые планируют обновлять и поддерживать на основе механизма государственно-частного партнерства. На минувшей неделе была представлена первая программа ГЧП в дорожной отрасли Украины.

Что собой представляет программа?

Программа будет включать 20-25 проектов - это 4 тыс. км дорог разных категорий в разных частях Украины. "По нашим оценкам, объем капитальных инвестиций, которые необходимы для реконструкции этих участков, составляет 8-10 млрд долл. Это очень большая программа и такое большое количество проектов невозможно сразу вывести на рынок, поэтому программа будет разделена на три этапа. Первый будет включать шесть проектов. Второй - семь-девять проектов, третий - восемь-десять", - говорит старший инвестиционный советник Международной финансовой корпорации (IFC) Олег Кудашов. 

По его словам, проекты первого этапа дополнительно будут разделены на две группы, поскольку даже шесть проектов, которые будут выведены не рынок, - это очень много для Украины, которая в прошлом не делала проекты ГЧП в дорожной отрасли. "Поэтому будут выбраны два-три проекта, которые реализуют первыми. Решение о том, какие это будут проекты, будет принято в ближайшие недели. Остальные проекты первого этапа планируются к реализации с задержкой шесть-девять месяцев. Главная цель, чтобы все проекты первого этапа были подготовлены и реализованы в течении 2021-2023 гг. Второй этап - 2023-2025 гг., третий - 2025-2030 гг.", - поясняет Кудашов.

Как выбирали проекты? 

Консультантами было проанализировано 2 тыс. участков дорог, а также изучена стратегия "Укравтодора" и правительства, на основе которой были выбраны те участки, которые требуют, к примеру, полного восстановления, так как находятся в очень плохом состоянии; соединяют разные регионы страны; являются сильно загруженными; являются участками, где количество дорожных происшествий больше, чем на других. 

Исходя из перечисленных критериев, в первый этап попали следующие проекты: 

Текущий и капитальный ремонт дороги Харьков-Днепр-Запорожье (M-29, M-04, M-18). Ориентировочный объем начальных инвестиций - 370 млн долл.

Текущий ремонт дороги Борисполь-Полтава (М-03). Ориентировочный объем начальных инвестиций - 370 млн долл.

Реконструкция, капитальный и текущий ремонты, а также строительство нового объезда населенного пункта на дороге Херсон-Николаев (М-14). Ориентировочно - 310 млн долл. начальных инвестиций.

Капитальный и текущий ремонты дороги Киев-Житомир-Ривне (М-06). Ориентировочно - 370 млн долл.

Реконструкция, текущий и капитальный ремонт дороги Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19). 240 млн долл.

Реконструкция, капремонт и строительство нового объезда населенного пункта на дороге Днепр -Кривой Рог - Николаев (M-04, H11). Ориентировочно - 290 млн долл.

Общая протяженность участков дорог - 1398 км. Общий объем инвестиций - около 1,5-2 млн долл. Это будут "браунфилд проекты" (то есть уже существующие дороги), но небольшая часть также будет подразумевать строительство новых дорог. Что касается сроков реализации, то до весны следующего года будут разработаны ТЭО и принято решение о подготовке конкурсов, весной-летом 2021 года будут разработаны проекты договоров ГЧП, осенью 2021 года должны быть объявлены первые конкурсы.

Какие выгоды? 

В этом году "Укравтодором" запланирован ремонт и строительство 4 000 км дорог. "В планах на 2021 год - ремонт и строительство 6800 км дорог. Основные источники финансирования - Дорожный фонд, привлеченные средства под госгарантии, кредиты от МФО. Четвертым источником финансирования в следующем году могут стать проекты государственно-частного партнерства", - сообщил глава "Укравтодора" Александр Кубраков. Благодаря этому возможно будет увеличить объемы ремонтов и строительства дорог в Украине. 

Ожидается, что успешная реализация первых пилотных проектов даст положительный сигнал для инвесторов, что увеличит объем прямых иностранных инвестиций в страну. Инвесторы в этом случае получат выгоду в виде привлекательных проектов с точки зрения коммерции, благодаря отсутствию риска недостаточного трафика и наличия специального Дорожного фонда. Граждане страны получат качественные дороги, а конкурентоспособные и прозрачные конкурсы по отбору частного партнера для проектов ГЧП гарантируют, что средства налогоплательщиков тратятся по назначению.

Будут ли дороги платными? 

Стоит сразу отметить, что пилотные проекты не предполагают, что дороги станут платными. По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, о платных дорогах можно будет говорить после того, как большая часть дорог в стране будет в хорошем состоянии, и пользователи будут понимать, за что они платят. В случае с платными дорогами речь будет идти о строительстве новых, а не реконструкции или ремонте существующих. 

"Чтобы взымать плату за проезд, нужно создать соответствующую инфраструктуру, а также провести дополнительные исследования. В частности, нужно провести работу для определения модели взимания платы, чтобы она была доступна для большинства пользователей. Кроме того, должны быть альтернативные бесплатные дороги, которыми могут пользоваться водители", - отметил Олег Кудашов.

Примеры из мировой практики, где применялся механизм ГЧП по принципу эксплуатационной готовности дорог.

Что такое принцип эксплуатационной готовности? 

Для пилотных проектов выбрали другую форму государственно-частного партнерства. Этот механизм предусматривает финансирование частным инвестором восстановления и долгосрочного технического обслуживания выбранных участков дорог. В зависимости от проекта, восстановление дорог может предусматривать, как ремонт или реконструкцию существующих участков, так и строительство новых, для примера, объездов населенных пунктов. После выполнения работ частный инвестор получает оплату равными частями в течениие 15-20 лет за эксплуатационную готовность, которая утверждена в контракте и зависит от обеспечения инвестором стандартов эффективности и технических требований. То есть платежи зависят от качества содержания дорог, что должно стимулировать инвестора содержать дороги качественно. 

"ГЧП - это не о платных автодорогах, а о "дорогах в рассрочку", когда государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свои деньги и после сдачи дороги в эксплуатацию получает платежи от государства", - заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. Он добавил, что проекты будут предусматривать содержание дорог частным инвестором в течение 20-25 лет.

Что касается определения потенциальных победителей конкурса, то, по словам Тараса Бойчука, главы проектного офиса Spilno, "скорее всего предметом соревнования будет объем платы за эксплуатационную готовность дороги (Availability payments). Кто из инвесторов предложит самый низкий платеж, тот и будет победителем. При этом, стандарты качества восстановления дорог и их дальнейшего содержания будут зафиксированы в тендерной документации и будут одинаковыми для всех участников".

Читайте также 5 выводов о первых концессионных конкурсах в портах