Кабинет министров принял решение о том, что с 22 мая работа транспорта в Украине будет постепенно возобновляться после введенных карантинных ограничений. Автобусные перевозки, метро и железная дорога начнут возвращать в работу до или с 1 июня. А вот авиации придется еще немного подождать - принятие и отправление пассажирских самолетов разрешат с 15 июня. При этом, премьер-министр заявляет о том, что насчет международных рейсов Кабмин еще подумает, а министр инфраструктуры говорит, что возобновление внутренних и международных полетов произойдет одним днем. "15 июня - это та дата, когда Украина планирует перейти к осуществлению внутренних и международных авиаперевозок", - проинформировал Владислав Криклий.

В главном аэропорту страны сегодня завили, что готовятся к плановому возобновлению полетов с указанной даты. Вместе с тем в Борисполе не ожидают, что сразу после отмены ограничений все вернется на круги своя - возобновляться работа будет постепенно. Полное восстановление авиации после кризиса, связанного с пандемией, ожидается только к 2023 году. 

О том, как сейчас работает крупнейшая воздушная гавань страны, как предприятие будет возобновлять работу после карантина, какие финансовые прогнозы на этот и следующий год - в интервью ЦТС рассказал гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин.

Как сейчас работает аэропорт? 

Мы сейчас сосредоточены на грузовых и специальных рейсах. Это три группы - те, кто везут карго - специализированные рейсы; рейсы, которые осуществляют эвакуацию и бизнес-рейсы, которые тоже осуществляют эвакуацию, но индивидуальную. Таких рейсов в день может быть около 10-30, но это даже не слезы, по сравнению с 500 рейсами в день в аналогичный период прошлого года. 

Количество грузовых рейсов увеличилось, количество груза - сократилось. Сейчас по грузообороту мы находимся на уровне 30% от уровня прошлого года. 

Количество грузовых рейсов увеличилось, количество груза - сократилось. 85% карго привозилось в багажных отделениях на регулярных рейсах. Сейчас по грузообороту мы находимся на уровне 30% от уровня прошлого года. 

Какое количество эвакуационных рейсов вы приняли? 

Почему этот вопрос меня не сильно интересует? Потому что наша экономическая модель работает следующим образом - мы получаем деньги не за прилетающего пассажира, а за вылетающего. 

Какие прогнозируете показатели работы аэропорта за май?

По результатам апреля количество пассажиров составило менее, чем половину процента, по сравнению с апрелем прошлого года, а количество рейсов, с учетом того, что грузовые и специальные рейсы все же выполнялись, - около 3%. И пока что тенденция сохраняется. Думаю, что и май/июнь мы проработаем в таком же режиме. 

Согласно плану выхода транспорта из карантина, на первом этапе планировался запуск внутренних перевозок. Что думаете на этот счет? Логично ли это?

Внутренние перевозки в Украине не являются самодостаточными в плане экономики. В нашем случае внутренние перевозки служили для подвоза людей, которые дальше пересаживались и улетали за границу. Тот трафик, который мы видели раньше, выглядел так - из 10 прилетающих человек 7 шли на пересадку и улетали за границу. Поэтому, пока не будет внешнего разлета, внутренние перевозки сами по себе могут просто не взлететь. Кроме того, есть факторы неготовности пассажиров, которые, просидев в карантине, опасаются мест массовых скоплений людей.

Есть ли какое-то понимание, когда могут быть возобновлены полеты? (Интервью записывалось до принятия решения КМУ о возобновлении авиасообщения с 15 июня. - ЦТС)

Все участники рынка высказали пожелание, что было бы хорошо получить какую-то ясность по срокам в конце мая. Чтобы хотя бы было понятно, что да, авиация будет задействована при условии, например, если количество заболевших будет меньше, чем количество выздоровевших… или если в районе аэропортов или областях, где они находятся, будет снижение заболеваемости в течение какого-то периода времени. 

Тут очень большая зависимость от тех стран, в которые эти полеты должны осуществляться. Это не только наша воля и желание, но и ситуация в конкретной стране. И эта ситуация очень различна - кто-то уже объявляет свои планы об открытии воздушного пространства, кто-то говорит о том, что вообще пока не планирует открываться. В условиях отсутствия конкретики за рубежом, говорить о том, когда мы начнем работать в полном объеме, сейчас сложно. 

После решения об открытии полетов как вы будете возобновлять работу?

Мы не прерывали своей производственной деятельности и по-прежнему работаем в режиме 24/7. Поэтому мы просто постепенно будем отзывать необходимое количество людей из вынужденного простоя. Это не будет так - мы включим лампочку и скажем 4,5 тысячам людей выходить на работу. Мы будем делать это постепенно, по мере необходимости. 

Открытие после карантина везде происходит по-разному. В Австрии, например, это обязательное тестирование по прилету. Перевозчики раньше использовали шахматную рассадку, сейчас от этого отказались. Но есть обязательное требование, что весь полет человек обязательно находится в маске. На коротких рейсах полностью отказываются от питания. Но единой практики во всем мире нет.  

Мы пока что не имеем рекомендаций от органов санитарного контроля. Скорее всего, это будут какие-то ограничения, связанные с соблюдением дистанции, контроль за наличием масок, антисептиков и т.д. 

Рассматриваем вопрос консервации части сетей, второй ВПП, оптимизации обслуживания, уменьшения количества транспортных средств, консервации части специальной техники. 

Какие убытки несет аэропорт? 

Мы еще не подбили окончательные финансовые результаты апреля, но предварительно считали, что у нас будут убытки около 300 млн грн за месяц. Но, думаю, что прямых убытков будет несколько меньше - 230-250 млн грн. 

Есть ли варианты экономии и дополнительного заработка? 

Мы изыскиваем для себя меры по дополнительной экономии расходов и по формированию новых нетрадиционных для нас доходов. 

Что касается экономии - это хорошая возможность посчитать, как можно сократить постоянные расходы. Для примера, возьмем инженерные сети на территории аэропорта. Рассматриваем вопрос консервации части сетей, второй ВПП, оптимизации обслуживания, уменьшения количества транспортных средств, консервации части специальной техники. 

Во время карантина из-за обвалившегося пассажиропотока пришлось задействовать терминал В.

В одном из интервью вы сказали, что 4 тысячи сотрудников отправлены на простой. Нет ли у вас сейчас задолженностей по зарплатам? 

Задолженностей по зарплате у нас нет. Думаю, что мы имеем возможность продержаться в таком режиме до конца летнего сезона. Мы привлекли новые кредиты. Кредитная линия, полученная нами на пополнение оборотных средств, дает нам возможность выплачивать заработную плату. В том числе ранее существовавшая кредитная линия, которая имела больше инвестиционный характер, сейчас переориентирована и расширен функционал ее использования для того, чтобы тоже пополнять оборотные средства. 

Но, чем больше наше предприятие набирает кредитной нагрузки, тем дольше мы будем работать на возврат этих кредитов, а не на генерацию прибыли. Поэтому мы сейчас говорим, что, если такой режим, как сейчас, продлится до осени, то предприятие будет иметь убытки по результатам этого года и, возможно, следующего. Потому что в следующем году очень возрастет нагрузка по финансовым выплатам. И в этой ситуации будет замедляться развитие аэропорта. 

Есть ли какая-то поддержка от государства? 

Мы оказались в ситуации, когда спасение утопающих в руках самих утопающих. Если мы посмотрим по наших соседям, то практически все авиакомпании и аэропорты получили какую-то государственную поддержку. Мы получили в качестве поддержки снижение дивидендов на этот год до 30%. В условиях убытков могли бы оставить и 100% - что 100%, что 30% - все равно будет ноль. Такая норма государственной поддержки выглядит слегка как издевательство. Наши ближайшие соседи аэропорт Рига, который в два раза меньше по количеству пассажиров, чем Борисполь, получил 54 млн евро от правительства в качестве пополнения уставного фонда, с расчетом того, что этого должно хватить им до конца года. Пока что слышим, что наше правительство таких возможностей не имеет. Поэтому мы с пониманием и готовимся из этого кризиса выбираться самостоятельно. 

Мы получили в качестве поддержки снижение дивидендов на этот год до 30%. В условиях убытков могли бы оставить и 100% - что 100%, что 30% - все равно будет ноль.

Кроме прямой финансовой помощи, какие еще могут быть варианты государственной поддержки? 

Все что касается уплаты налогов - это то, что государство в состоянии решить. Все, что касается предоставления гарантий по кредитным обязательствам, наверное, рассматриваемо. Это все, что касается задолженности участников рынка перед бюджетом, друг другом, отсрочки платежей - это то, что можно делать без прямых финансовых вливаний. Все эти предложения мы отправляли, но пока что не слышали ответ на эти вопросы. 

Поддерживаете ли вы как-то перевозчиков со своей стороны? 

Как раз сегодня аэропорт и стал структурой государства, которая максимально поддерживает перевозчиков. Задолженности перевозчиков перед аэропортом сегодня существенные, но в этот период требовать деньги и заставлять их рассчитываться не совсем гуманно. Мы заинтересованы в здоровье наших партнеров в лице авиакомпаний, чтобы они остались живы, были здоровы и, когда будет разрешено, возобновили свою деятельность. Поэтому мы стараемся их в этом всячески поддерживать. 

Актуален ли сейчас вопрос корпоратизации? 

Нынешняя ситуация ни в коей мере не должна замедлить этот процесс. И такой стресс-тест для государства показал, что оно по-прежнему не является самым эффективным собственником. Корпоратизация - это первый шаг к выходу на фондовый рынок или к дальнейшей концессии, так что этим нужно заниматься. 

Будете ли реализовывать хоть какие-то инвестиционные планы? 

Реализацию многих проектов пришлось отодвинуть. Мы понимаем, что у нас не будет финансового ресурса их реализовывать. Мы для себя сейчас будем определять приоритеты. Кроме того, посмотрим, как пройдет утверждение финплана. 

На какой стадии утверждение финплана? 

Он до сих пор находится на рассмотрении в МИУ. В силу ситуации, которая сейчас есть, мы должны предоставить финплан с убытками. Соответственно порядку, который утвержден Минэкономики, госпредприятие не может предоставить финплан с убытками. Поэтому, чтобы его утвердить, нам нужно показать хотя бы какой-то нулевой показатель, каким-то образом натянуть ненатягиваемые цифры. 

"Открытое небо" - значит открыть и убрать все ограничения. Поэтому сейчас это, скорее всего, нереально. 

Как думаете, когда авиация сможет восстановится после кризиса? 

Мы видим, что ситуация с кризисом в мировой авиации достаточно затяжная. В конце марта мы видели аналитику, которая говорила, что восстановить прежние объемы перевозок можно будет к концу 2020 года. Но сейчас прогнозы говорят, что полное восстановление произойдет не ранее, чем к концу 2023 года. Это вызвано тем, что сейчас все авиакомпании без исключения переживают кризис и оптимизируются, в первую очередь за счет вывода из эксплуатации старых неэкономичных воздушных судов и за счет сокращения заказов на новые суда. Это говорит о том, что емкость кресел, которая окажется к концу кризиса в распоряжении авиакомпаний, будет значительно меньше, чем в 2019 году. И эту емкость возместить в короткий период времени будет невозможно. 

Советник министра инфраструктуры Виктор Довгань в одной из колонок написал, что подписание "Открытого неба" даст импульс развитию пассажирских перевозок и в какой-то степени поможет восстановиться нашей авиации после влияния пандемии. Какая ваша позиция? 

В нашей ситуации это остается в области фантастики. Потому что все страны, в том или ином виде, будут вводить квотирование, ограничения на перемещение, дополнительный контроль пассажиров. И мы понимаем, что единых правил для всего мира не может быть. "Открытое небо" - значит открыть и убрать все ограничения. Поэтому сейчас это, скорее всего, нереально. 

Читайте также К нам уже обращаются иностранные компании по вопросам грузоперевозок - интервью с гендиректором SkyUp Airlines