– Привет! Вам нужно такси? – спрашивает нас ланкиец при выходе из аэропорта Коломбо. Время позднее, самолет из Киева прилетел в столицу Шри-Ланки в 21:45, к тому же, жара дает о себе знать и хочется побыстрее попасть в душ. Поэтому мы, недолго думая, соглашаемся на предложение водителя, и идем с ним к автомобилю.

Но вместо привычного авто нас ждет необычное транспортное средство. Это трехколесный мотороллер, который ланкийцы именуют "тук-тук". Садимся в это чудо техники и через несколько минут тук-тук с ветерком довозит нас к отелю. Поездка длиной в 1,5 км обошлась в 300 рупий или 2 доллара. В последующие две недели нам приходилось пользоваться тук-туками еще несколько раз, а фраза "Need a tuk tuk?" (Нужен тут-тук?) стала постоянным спутником в путешествии по Шри-Ланке. За это время нам удалось узнать многое об этом необычном для европейца, но привычном для ланкийцев, виде транспорта.

Тук-тук - небольшое транспортное средство, способное "взять на борт" максимум три пассажира.

Что такое тук-тук?

Тук-тук – это трехколесное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров (не более 3) и грузов. Неизменным атрибутом тук-тука является крытый верх – из брезента в пассажирских версиях или из металла в грузовых модификациях. Во многих моделях тук-туков отсутствуют двери, поэтому пассажиры и водитель без особых препятствий могут залезть внутрь. Для защиты от дождя в мотороллере есть специальные брезентовые шторки.

Также тук-туки называются трекхколесными, авторикшами, или моторикшами. Последние два названия указывают на другой, более древний для Азии транспорт – рикшу, двухколесную повозку, которую тянул человек. Современные тук-туки принято считать моторизированной версией рикши. Вместо человека движущей силой стал двигатель внутреннего сгорания. Как правило, на тук-туках стоит двигатель объемом 197-199 куб. см и мощностью до 8 л.с., он находится сзади, под сиденьем пассажиров.

Столь привычный для Шри-Ланки и других стран Азии транспорт изобрели европейцы. В 1947 году итальянский конструктор Коррадино Д'Асканио предложил Энрико Пьяджио, владельцу промышленной компании Piaggio, построить легкий трехколесный мотороллер, который в послевоенной Италии стал бы дешевой и удобной альтернативой автомобилю. В 1948 году был изготовлен первый экземпляр такого транспортного средства, получившего имя Piaggio Ape.

С того времени модель претерпела много изменений, а трехколесный мотороллер Piaggio Ape  приобрел особую популярность в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в том числе в Индии и на Шри-Ланке. В результате, в 2000-х мотороллеры Piaggio начали изготавливаться в индийском городе Пуна. А в 2013 году компания приняла решение полностью перенести производство мотороллеров в Индию. Стоит отметить, что производство тук-туков наладили и другие компании. Сейчас только в Индии есть шесть заводов, которые выпускают мотороллеры: Bajaj Auto, Kumar Motors, Kerala Automobiles Limited, Force Motors, Mahindra & Mahindra, TVS Motors. Тук-туки выпускаются также в Пакистане.

На Шри-Ланке насчитывается более 1,1 млн зарегистрированных тук-туков.

Сколько тут-туков на Шри-Ланке?

Тук-туки появились на Шри-Ланке в 1978 году. Сейчас, по данным Министерства транспорта и гражданской авиации Шри-Ланки, на острове насчитывается более 1,1 млн зарегистрированных тук-туков. Это второй по популярности вид транспорта, который используют островитяне, на первом месте двухколесные мотоциклы – около 3,7 млн единиц. Для сравнения, легковых автомобилей на острове всего 717 тысяч. В последние годы популярность тук-туков непомерно растет. Только с 2012 по 2016 год количество мотороллеров увеличилось в 1,5 раза. В 2016 году правительство Шри-Ланки даже хотело ввести ограничение на импорт тук-туков, но инициатива не получила одобрения.

Сколько тук-туков используется как такси неизвестно, поскольку один и тот же мотороллер может использоваться как такси, так и как личное транспортное средство. В селах жители покупают тук-туки больше для личных нужд, в городах – больше для извоза. Подсчет тук-туков, которые работают как такси, осложняется пробелами в нормативно-правовой базе. Большинство тук-туков даже не имеет шашек с надписью "taxi". В Коломбо желтую шашечку можно увидеть гораздо чаще, но это не значит, что жители столицы не пользуются услугами "серых таксистов".

Все тук-туки импортируются из Индии.

Сколько стоит тук-тук?

На Шри-Ланке тук-туки не производятся. Все трехколесные импортируются из Индии. На острове представлены мотороллеры трех производителей – Piaggio, Bajaj Auto и TVS Motors. Официальным дистрибьютором Piaggio на острове является Associated Motorways (Private) Limited, а Bajaj Auto – David Pieris Motor Company Ltd. Самыми популярными моделями являются Piaggio Ape и Bajaj RE. По нашим наблюдениям, Bajaj RE встречается на острове гораздо чаще в пассажирской модификации, а Piaggio Ape – в грузовой.

Новый тук-тук можно купить за 400-800 тыс. рупий (2,6-5,3 тыс. долларов). Поддержанный обойдется дешевле. Б/у мотороллеры можно купить за 100-300 тыс. рупий (0,6-2 тыс. долларов). Если поискать, то можно найти варианты и за 80 тыс. рупий (533 доллара). Все зависит от местности, где живет продавец, года выпуска тук-тука и его технического состояния.

Мойка тук-туков

1

Водитель тук-тука – кто он?

Чтобы стать водителем тук-тука, необходимо сдать экзамен в автошколе. На Шри-Ланке есть отдельные категории для двухколесных (А, А1) и трехколесных транспортных (В1) средств. "Благодаря этому документу я могу работать на тук-туке", – рассказывал нам Чан, водитель тук-тука из Унаватуны. Относительно лицензии на частный извоз, внятного ответа нам не удалось добиться. В пакете бумаг, которые Чан достал из кармана такого документа не оказалось. Впоследствии мы поняли, что в этом нет необходимости. Другие водители тук-туков на вопрос о лицензии на извоз отвечали встречным вопросом "Какие бумаги?".

Рабочий график водителя тук-тука также не имеет четких границ. Кто-то может работать 1 час в день, кто-то – 8-9 часов. В рабочие часы включается и время простоя. Например, Чан из Унаватуны работает каждый день по 1 часу. Манука, его коллега из Галле, – с 9 до 18 часов.

Оба водителя довольны своим доходом. Первый зарабатывает в курортном поселке Унаватуна порядка 1500 рупий (10 долларов) за 1 час. "Я уже в возрасте, я вожу тук-тук больше 30 лет. Сейчас мне тяжело работать весь день, мне хватает и 1 часа", – поясняет Чан. Его коллег из Галле зарабатывает чуть меньше, порядка 1000 рупий в час (около 6,6 долларов), но, в целом, его заработок выходит больше. "За день получается 6-7 тыс. рупий. Бывает больше или меньше. Иногда я могу простоять больше получаса в ожидании клиентов, а могу возить практически без перерывов. Как повезет", – делится опытом Манука.

Водитель тук-тука Чан занимается извозом 1 час в день.

Отличительной чертой водителя тук-тука является завышение стоимости поездки. Эта черта присуща всем ланкийцам, которые считают делом чести поторговаться. После недели пребывания на Шри-Ланке, мы поняли, что наша первая поезда длиной в 1,5 км за 300 рупий была дорогой, и мы могли скинуть цену хотя бы до 200 рупий.

Одежда водителя тук-тука, как правило, состоит брюк, рубашки и вьетнамок. Свой отпечаток накладывает национальная или религиозная принадлежность. Некоторые водители, как Чан из Унаватуны, могут одевать ланкийскую юбку. Водителей-мусульман можно отличить по вязаным шапкам и небольшим бородам. Примечательно, что все водители тук-туков, независимо от религии и происхождения, ездят босиком. Когда они садятся в тук-тук, то снимают вьетнамки, а при выходе из тук-тука вновь обувают свои шлепанцы.

Водителей тук-тука можно назвать одновременно вежливыми и напористыми. Напористость проявляется в стремлении заманить пассажира, а вежливость – во время поездки. Если вы сели в тук-тук, водитель старается завести разговор и поддерживать его, пока хватит словарного запаса. Английский многие знают в силу необходимости. У некоторых водителей познания заканчиваются числительными и вопросами "Откуда вы? Как вам Шри-Ланка?", другие могут рассказать о своей жизни или что-то из истории своего города.

Манука перевозит пассажиров с 9:00 до 18:00.

Как поймать тук-тук?

Поймать тук-тук можно несколькими способами. Первый – водители найдут вас сами, особенно если вы турист. Довольно часто водители тук-туков, видя туристов, подъезжают к ним и предлагают свои услуги, или просто кричат с другой стороны улицы "Need a tuk tuk?".

Второй способ – тук-тук можно найти на специальных стоянках. Как правило, они находятся возле автобусных или ж/д станций, возле рынков или достопримечательностей, вблизи крупных развязок или в центре небольших населенных пунктов. В этом случае вы может спокойно поторговаться о цене.

Третий способ – это позвонить знакомому водителю. Данный вариант чаще используют местные, особенно в небольших городках. У многих есть телефоны знакомых тук-тукщиков, которых они вызывают в случае необходимости.

Четвертый способ является самым современным. Речь идет о мобильном приложении. На Шри-Ланке есть несколько онлайн-сервисов, где клиенты могут заказать поездку с помощью смартфона: PickMe, Meter Taxi, Kangaroo Cabs, TaxiGo, Fair Taxi, TukTuk Network и другие. Наибольшей является компания PickMe, работающая на рынке с апреля 2015 года. Мотороллеры этой компании заметны по фирменным наклейкам и шашечкам, а у водителей тук-туков обязательно прикреплен смартфон возле руля. Мобильные приложения ориентированы, в основном, на жителей Коломбо, в других городах эта услуга представлена меньше.

Почти Uber - в службе PickMe трехколесного можно заказать через смартфон.

Как украшают тук-туки?

На заводе тук-туки красят в несколько популярных цветов: красный, зеленый, желтый, черный, светло-коричневый, синий. Но некоторым водителям этого мало, и они украшают свои мотороллеры всевозможными наклейками, рисунками, надписями и прочими атрибутами. Излюбленными героями тук-тукщиков являются Боб Марли, Че Гевара, Джек Воробей из фильма "Пираты Карибского моря". Многие клеят надписи с цитатами из песен Боба Марли. Ямайский музыкант довольно популярен на Шри-Ланке.

Также водители тук-туков клеят надписи с оригинальными фразами или изречениями. Как правило, все надписи на английском, на сингалезском или тамильском также встречаются, но очень редко. Например, Kings of the Road ("Король дороги"), Love is Difficult ("Любовь сложна"), Beautiful Wife ("Красивая жена"), Dangerous Life ("Опасная жизнь"), God Help Us! ("Господи, помоги нам!"), I Know You Want Me ("Я знаю, ты хочешь меня"), Save Your Money ("Сохраню ваши деньги"). Перечень этих надписей можно продолжать очень долго. Складывается впечатление, что водители пытаются выделиться друг перед другом.

Также в тук-туках присутствуют религиозные атрибуты. Водители-буддисты ставят возле руля статуэтки Будды, индуисты – богов Вишны или Шивы. Водители-христиане ставят статуэтки Девы Марии. Подобная практика распространена в Негомбо и его окрестностях, где живет много ланкийцев-христиан.

Че Гевара - один из излюбленных героев фольклора тук-тукщиков.

Как ездят тук-туки?

Дороги Шри-Ланки сложно представить без тук-туков. Именно они, вместе с мотоциклами, являются основными участниками дорожного движения. "На дороге бойся трех вещей: водителей грузовиков, автобусов и тук-туков. Все они ведут себя не очень вежливо на дороге", – предупреждал нас ланкиец Стефан, хозяин отеля из Негомбо.

За две недели мы убедились в его правоте. Водители тук-туков могут запросто превратить двухполосную дорогу в четырехполосную, они могут подрезать твой автомобиль, обогнать не по правилам, но делают это почти незаметно. Только ты нажимаешь на тормоз, чтобы уступить дорогу тук-туку, как он уже оказывается в другой полосе или отдалился от тебя на несколько метров. К сожалению, культура вождения хромает и у других категорий водителей. "Это Азия, мы так ездим, с этим ничего не поделаешь", – говорил с сожалением Стефан.

Читайте также Горы, скот и контейнеры: дорожные записки об инфраструктуре Кыргызстана 

Стоянка на вокзале в Коломбо.