Год назад, 10 августа, в Орловке, что на берегу Дуная, открылась паромная переправа в Румынию. Тогда планировалось, что через переправу ежедневно будет проходить 50-70 фур и 120-150 единиц легкового транспорта. Однако пандемия внесла свои коррективы, и для пассажиров, в связи с ограничениями с румынской стороны, Орловка-Исакча была открыта только в феврале этого года.
С какими трудностями пришлось столкнуться в первый год работы паромной переправы, каких показателей удалось достичь и каковы дальнейшие инвестпланы - в эксклюзивном интервью ЦТС рассказал заместитель председателя Одесского областного совета и один из инициаторов проекта Юрий Димчогло.
Расскажите о результатах работы переправы за год?
Пункт пропуска открылся в августе для грузового транспорта, но фактически пассажирское движение открылось только 12 февраля этого года. И только с февраля-марта началась переправа пассажирских автомобилей. Но объемы сейчас растут каждый месяц, особенно легковых авто. Это связано с облегчением требований к пересечению границы в связи с COVID-19. Для тех, кто вакцинирован, вообще нет проблем и можно ездить хоть каждый день.
Если говорить о цифрах, то количество пассажирских авто достигло уже более 3 500 тыс. единиц в месяц. В январе-феврале это было 200-300 автомобилей. Грузовые авто - 800-1000 в месяц, автобусы и микроавтобусы - 300-350 в месяц и около 12 тыс. людей.
Что касается пассажирского потока, то он приблизительно одинаковый из/в Украину. Относительно грузового транспорта - объемы больше с румынской стороны, так как на экспорт продуктов из Украины там действуют пока что ограничения, поскольку там не открыт карантинный пункт пропуска. Надеемся, что в ближайшее время этот вопрос решится.
Какие у вас дальнейшие планы по приросту?
Мы сегодня работаем в треть своих возможностей. То есть у нас еще есть потенциал для роста. Дальше все зависит от ограничений в связи с пандемией.
Как вы справлялись с пандемией?
Из-за COVID мы как раз и задержали открытие переправы для пассажиров и пассажирского транспорта. Как только ситуация начала налаживаться, Румыния открыла границу. Для вакцинированных сейчас ограничений нет и, я думаю, что, если и будут новые ограничения, то закрывать переправу для пассажиров нам уже не придется.
Как увеличился в связи с этим срок окупаемости проекта?
Все меняется с каждым днем. Изначально мы работали на 10% мощности, сейчас - на треть. Но надеемся, что с каждым месяцем цифры будут расти. Пока отсрочка на год.
Кроме этого, с какими трудностями столкнулись?
Самая главная проблема в том, что к такой системной работе паромного сообщения оказались не готовы таможенные органы. Каждый раз, когда причаливает паром, нужно оформлять приход и отход судна, так как, согласно украинскому законодательству, паром приравнивается к речному или морскому судну. Процедура оформления прихода и отхода занимает около 30 минут.
Плюсом является то, что в это время разрешено выгружать и грузить паром. Мы впритык, но за час успеваем оформить паром. То есть в день 7 раз ходит паром и каждый раз необходимо проходить эту процедуру.
Второе - в пункте пропуска Орловка мы обустроили сервисную зону, где люди могут ожидать прихода парома. Их работа законодательством не урегулирована и такой практики в Украине нет. Пограничники, которые не привыкли к посторонним в пункте пропуска, относятся к этому не очень положительно.
В Румынии такая же практика с оформлением прихода и отхода паромов?
Нет, у них приход и отход судна оформляется только тогда, когда меняется экипаж. Это приблизительно раз в неделю.
Какой видите выход из ситуации?
Такая ситуация, видимо, возникла из-за того, что в Украине нет такой практики, когда паромы приходят и уходят за 10 минут. Мы написали в Министерство инфраструктуры, Пограничную службу, таможню. Они ответили, что дело в несовершенстве украинского законодательства и необходимо вносить изменения в постановление Кабинета министров. Сейчас этот вопрос в процессе решения, и мы пока не знаем, сколько потребуется на это времени.
Какие дальнейшие планы по развитию?
Мы хотим Орловку превратить не только в паромный, но и речной порт. То есть, чтобы маломерные суда тоже могли причаливать, в том числе иностранные. А пассажиры из Украины могли путешествовать по Дунаю в другие страны. Фактически, это будет речной вокзал.
Сегодня гидротехнические сооружения рассчитаны только на паромы, поэтому нам нужно построить отдельный причал. Сейчас разрабатываем технико-экономическое обоснование и тогда будем понимать объем инвестиций. Кроме того, хотим построить комфортный паркинг для грузовых авто.
Читайте также Переправа Орловка-Исакча должна окупиться за 6-8 лет – интервью с Юрием Димчогло
Статистика транспортного потока на международном пункте пропуска Орловка-Исакча
2020 год (август-декабрь)
Грузовой транспорт – 4 827
2021 год (январь-июль)
TIR – 10 607
Легковые авто – 13 478
Микроавтобусы – 1 393
Автобусы – 1 001
Мото – 529
Пассажиры – 43 786
(Данные предоставлены ООО "Паромный комплекс Орловка")